Главная
>
Статьи
>
«Марлен. Мой XX век», Красноярский музыкальный театр

«Марлен. Мой XX век», Красноярский музыкальный театр

22.06.2012
4

Под занавес сезона в Красноярском музыкальном театре состоялась премьера давно анонсированного и довольно-таки необычного проекта. Первые известия об этом появились, кажется, еще прошлой весной – тогда директор Наталья Русанова обмолвилась о том, что в КМТ готовится нечто специально под ведущую актрису театра и обладательницу «Золотой маски»  Светлану Кольянову. На должность режиссера грядущего спектакля был приглашен Александр Зыков, ныне возглавляющий новосибирский «Красный факел» (говорят, что также рассматривались кандидатуры Олега Рыбкина и Алексея Песегова), причем ключевым фактором такого выбора стало умение Зыкова «создавать женские театральные образы» (с). Спектакль «Марлен. Мой XX век» должен был стать искусным сочетанием биографической драмы о жизни легендарной Марлен Дитрих и концерта из её самых популярных песен, сопровождаемых оригинальной хореографией. На деле же, как часто бывает, алхимическая ценность этого сплава значительно уступила ценности отдельных его элементов.

Корень проблем, как представляется, заключается в том, что для потенциально яркого и мощного проекта был выбран очень слабый текст. Первоначальный вариант пьесы создателям спектакля не подошел, поэтому его полностью переписала новосибирский автор Яна Глембоцкая. То, что получилось в итоге, получилось не более чем посредственно – заподозрить в героине Кольяновой владычицу умов и икону стиля прошлого века, не выходит никак. При этом к самой актрисе вопросов быть не может – все комплименты касательно актерского мастерства Светланы, которые рассыпал в её адрес перед премьерой Зыков, оказались заслуженными, однако невозможно сыграть то, чего нет.

 События первого действия предваряют последний, сорванный травмой Дитрих концерт в Сиднее – постаревшая актриса в ожидании вечернего представления ведет беседы с помощницей (Мария Селиверстова) и австралийцем-антрепренером (Иван Сосин), вспоминая своих знаменитых поклонников и попивая водку из стакана на европейский манер, маленькими глоточками. Лишенные всякой выразительности и откровенно скучные диалоги, из которых в произвольном порядке «выпрыгивают» фамилии Гитлера, Ремарка, Вертинского (кстати, Сосин очень красиво исполнил его романс «Тихонько любить»), Габена, служат единственной цели – переходу к вокальным и танцевальным номерам. Точно таким же образом и все первое действие становится лишь (как грубовато, но точно выразилась моя соседка по зрительному ряду) подвязкой для действия второго – того самого не состоявшегося в реальности концерта.

Собственно драматическое пространство спектакля при скудности текстовой компоненты перенасыщено визуально. По замыслу создателей, основная декорация представляет собой высокий виадук железнодорожного вокзала, от которого в разные стороны расходятся дороги удивительной жизни Марлен, посетившей со своими концертами и фильмами весь мир, но лишенной возможности вернуться на родину – разве что после смерти. По этим дорогам на сцену выбираются различные диковинные персонажи, которые на фоне музыкальных партий разыгрывают сопроводительные сценки: пижоны, Чарли Чаплин, сексапильные медсестрички, цыгане, и, наконец, маленькая беззаботная девочка – до пошлого очевидная метафора, которой в итоге завершится спектакль. Вся эта многослойная обертка погребает под слоями фольги вроде бы должный наличествовать психологизм и не дает пространства собственно главной героине – ей приходится прорываться, пробиваться сквозь незатейливую мишуру, отыгрывая каждую реплику на пределе.

В контексте этого неудивительно, что по-настоящему завораживающими оказываются только те фрагменты спектакля, в которых Светлана Кольянова в образе Марлен Дитрих оказывается едва ли не в одиночестве на пустой сцене и поет дуэтом с виртуальным Синатрой или исполняет «Une vie d'amour» Азнавура. В такие моменты кажется, что сцена КМТ слишком мала, а вся сценография и режиссура – просто неказистая оправа для драгоценного камня. Изначально ориентированный на «звезду» проект, в котором, по признанию режиссера, невозможно увидеть никакую другую актрису, очевидным образом оказался этой актрисы не достоин – и это, конечно, очень грустно.

Евгений Мельников,
фото пресс-службы Красноярского музыкального театра 

Рекомендуем почитать