>
>
«9»

«9»

17.09.2009
8

Режиссер — Шэйн Экер
Роли озвучивали: Элайджа Вуд (Константин Хабенский), Дженнифер Коннели (Тутта Ларсен), Кристофер Пламмер (Геннадий Хазанов), Джон Си Рэйли (Гуф), Мартин Ландау (Валерий Золотухин), Криспин Гловер (Александр Пушной), Фред Татаскиоре (Владимир Турчинский)

Продолжительность — 75 м

Снаружи казалось, что перед нами — классический случай замечательной культурной контрабанды. Когда под видом большого мультипликационного хита от двух именитых продюсеров в широкий кинопрокат просочилась штука мрачная, атмосферная и зловещая. На деле же всё оказалось несколько наоборот — это нам под видом штуки мрачной, атмосферной и зловещей подсунули довольно стандартное голливудское развлечение. А именно воодушевлённое втаптывание в пыль отличной изначальной идеи.

«Девятка», как и недавний «Район № 9», выросла из короткометражки, выполненной талантливым новичком в одного — 10-минутный мультик о том, как тряпичная куколка под номером 9 ловит в странном пост-апокалиптическом мире механическое чудище, убившее её предшественников, аниматор Шэйн Экер рисовал на домашнем компьютере несколько лет. После показа короткометражки на нескольких фестивалях и номинации на «Оскар» за лучший короткометражный мультфильм, Экером заинтересовались большие люди. Так в истории возник престраннейший продюсерский дуэт Тима Бартона и Тимура Бекмамбетова — режиссеров, схожих инициалами, но ничем больше помимо них. Под их чутким руководством (Бартон даже выделил Экеру в помощь в сочинении сценария для полнометражной версии свою соавторшу по «Трупу невесты» Памелу Петтлер) Экер расширил фильм до полнометражки. На длинной дистанции, правда, ему пришлось пожертвовать многим из того, что делало его короткометражку столь притягательной. Апокалипсис и механических монстров пришлось объяснить, число персонажей увеличить с одного до девяти. Всех их также пришлось разом наделить даром речи. Все эти нововведения сделали несколько неожиданную штуку — они как рентгеном высветили вдруг и сильные, и слабые стороны Экера как автора. И оказалось, что и тех, и других у него примерно поровну.

У Экера отличный глаз — создаваемые им на экране картины разрушенного мира выглядят просто роскошно. Он ужасно талантливо обращается с гайками и болтами — от конструкций, которые он из них собирает, реально не оторвать взгляд. Он умеет выдерживать эпизод в почти невыносимом напряжении и придумывать хитрые маршруты для исполнения сцен действия. Всё в это «9» видно более, чем наглядно — равно как и то, что как только ему приходится придумывать фактическое оправдание для своей живописной, практически живой разрухи, он сразу как-то теряется. История об умных машинах, выигравших войну с людьми, была пройдена уже слишком большое количество раз, чтобы вызывать хоть какой-то интерес снова. Более того, когда куколки Экера в перерывах между схватками с очередной зловредной механикой начинают разговаривать, временами хочется зажать уши, настолько деревянным всё выходит. (Впрочем, не исключено, что это полностью заслуга фантаста Глуховского, приглашенного для создания русского текста — выдумщик он неплохой, но вот мастером слова его никак не назвать). Впрочем, для дебюта всё это — проблемы совершенно понятные. И если в дальнейшем Экер найдёт в себе силы их преодолеть — у нас и правда будет ещё один действительно выдающийся мультипликатор с собственным уникальным голосом. Просто была надежда получить его целиком уже в этот заход — но это мы, как выясняется, немного поторопились.

Вердикт Кочерыжкина - дико красивый и энергичный, но обидно пустоватый мультик про куколок и злобные механизмы

Рекомендуем почитать