После ядерного апокалипсиса выжившие будут жить только под землей в бесконечных лабиринтах московского метро. Не самая дурная идея на свете, это правда - Глуховскому вот хватает растягивать её уже на вторую книжку. Правда, найти в его «Метро 2034» что-то принципиально новое, не сообщенное уже ранее созданными книгами или фильмами про жизнь после ядерного апокалипсиса, будет довольно сложно. Стандартный набор - тёмные туннели, крохотные поселения, ощерившиеся пулеметными гнездами, ужасные мутанты во тьме, чудовищные эпидемии, радиация, каждый сам за себя. Обычные, в общем, дела.
Непосредственно тема метрополитена тоже обыгрывается автором как-то вполсилы. Может, москвичи, проводящие полжизни в этих подземных лабиринтах, и оценят тонкий юмор того, что на станции Чертановской творится чертовщина, Красная ветка стала оплотом коммунистов, а Кольцевая превратилась в отдельное торговое государство с фашистскими наклонностями. Но нам, простым замкадышам, эта череда деталей практически ни о чём не говорит - да и автор не торопится использовать само пространство метро какими-то более неожиданными и креативными способами.
С чем у Глуховского нет проблем, так это с логикой построения сюжета - повествование в «Метро 2034» отстроено деталька к детальке, гладко и ровно, равномерно набирая обороты по мере приближения к финалу. Правда, стоит автору только попробовать соскочить с сюжетной колеи и немного расширить повествование, организовать в нём второй и третий слои рассказа, как книжку начинает ощутимо лихорадить. При попытке как-то обозначить тему романа, вывести его на уровень не просто цепочки событий, а некоего мифа о человечности, герои моментально сбиваются с человеческого языка на программные тексты.
- Знаешь, что я нашёл в его палате? - Старик осторожно достал из кармана искалеченную пудреницу и передал её Саше. - Это ты её так?
- Нет. - Та покачала головой.
- Значит, это Хантер...
Девушка медленно раскрыла коробочку, нашла своё отражение в одном из стекольных осколков. Задумалась, вспомнила свой последний разговор с обритым и слова, произнесенные им в полумраке, когда она пришла дарить ему нож. Вспомнила и лицо Хантера, когда он тяжело шагал к ней, весь окровавленный, чтобы занесшая свои лезвия химера бросила Сашу и убила его самого...
- Это он не из-за меня. Это из-за зеркала, - решительно сказала она.
- Оно здесь при чём? - приподнял брови старик.
- Ты сам говорил. - Саша захлопнула крышку. - Иногда полезно увидеть себя со стороны. Помогает многое о себе понять. - она передразнила менторский стариковский тон.
- Считаешь, что Хантер не знает, кто он есть? Или что до сих пор переживает из-за своего вида? Поэтому и разбил? - Гомер снисходительно хмыкнул.
- Дело не во внешности. - Девчонка прислонилась спиной к колонне.
- Хантер прекрасно знает, кто он такой. И, видимо, просто не любит, когда ему об этом напоминают, - ответил сам себе старик.
- А может, он сам об этом забыл? - возразила она. - Мне иногда кажется, что он все время старается что-то вспомнить. Или... что он прикован цепью к тяжелой вагонетке, которая катится под уклон, в темноту, и никто не поможет ему её остановить. Я это объяснить не могу. Просто смотрю на него и чувствую. - Саша нахмурилась. - Никто этого не видит, а я вижу. Я поэтому тогда тебе сказала, что нужна ему.
- То-то он тебя бросил, - жестоко ткнул её Гомер.
- Это я его бросила. - Девчонка упрямо насупилась. - А теперь должна догнать, пока не поздно. Они все ещё живые. Их можно её спасти, - как заведенная, повторила она. - И его тоже можно ещё спасти.
- Его-то тебе от кого спасать? - вскинул подбородок Гомер.
Она посмотрела на него недоверчиво - неужели старик так ничего и не понял, несмотря на все её усилия? И невероятно серьёзно ответила ему:
- От человека в зеркале.
Главное ощущение, что остаётся от «Метро 2034» - что ты только что прочитал очень неплохой сценарий к будущему фильму, в котором осталось только как следует пройтись по диалогам, и, в принципе, можно хоть сейчас снимать. По первой книге дилогии "Метро 2033" сейчас делают компьютерную игру - в принципе, такая судьба отлично подошла бы и этому роману.
Книги для обзора предоставлены книжным гипермаркетом «Лас-Книгас» Дж. Стомпер
г. Красноярск, ул.Сурикова, 12
тел.2-59-08-30
сайт www.top-kniga.ru