Продолжаем разговор о всяких накопившихся тяжестях. В сегодняшнем выпуске — уклон в разную экспериментальщину.
Rosetta «A Determinism of Morality»
Эти башковитые деятели пост-металла (сами себя этот квартет именуют «металлом для астронавтов») обычно ориентировались на группу Neurosis — что означало могучий гитарный гром, размеренные темпы и композиции длиной по дюжине минут. Новая пластинка «A Determinism of Morality» (уже по одному названию понятно, что у этих парней ни слова в простоте) — работа довольно экономичная по Rosetta’вским меркам; семь вещей на сорок семь минут, средняя продолжительность песни, то есть, какие-то шесть с небольшим. Здесь квартет делает сознательную попытку повнимательнее исследовать свои металлические корни — несмотря на то, что песни регулярно расплываются мерцающими гитарными галактиками (есть даже целый печальный пост-роковый инструментал «Blue Day for Croatoa», как раз на те самые шесть с небольшим минут), это самая сосредоточенно жесткая и тяжелая работа коллектива.
Yakuza «Of Seismic Consequences»
Ещё одни неутомимые деятели интеллектуального металлического андеграунда, чикагцы Yakuza уже почти десять лет изо всех сил стараются расширять рамки звучания тяжелой музыки. Их метод — соединять брутальную мощь металла с атмосферной размашистостью пост-рока и джазовой свободой формы. (Вокалист группы Брюс Ламонт прекрасно владеет саксофоном и не стесняется это демонстрировать). «Of Seismic Consequences» — уже четвертая пластинка экспериментов в этом направлении, и на ней они добиваются довольно странных результатов. Все обычные размашистые эксперименты группы на месте (примерно половину альбома занимают стоящие в центре спина к спине три эпоса под десяток минут), но почему-то две агрессивные трёхминутки «Good Riddance» и «The Great War» звучат в разы осмысленнее и нужнее любого растянутого в пространстве и времени умного джема с солирующим саксофоном. Горе от ума, видимо.
Harvestman-Minsk-US Christmas «Hawkwind Triad»
А вот чертовски любопытный проект — три довольно разных американских коллектива собрались вместе, чтобы отдать дань британским отцам психоделического спейс-рока. Впрочем, при всей разности в громкостях, скоростях и темпераментах, термин «психоделический» одинаково подходит ко всем участникам проекта — и к межгалактическому турбо-блюз-коллективу US-Christmas, и к гремучим эзотерическим пост-металлистам Minsk, и к лаконичными аудиозарисовкам Harvestman, сольного проекта вокалиста великих Neurosis Стива фон Тилля. Так что на троих у этих групп выходит роскошное космическое полотно невероятной подъемной силы. Особенно успешно выступили US-Christmas — в их вещах натурально зреет какая-то мощная космическая энергия, которая к предпоследней вещи «You Shouldn’t Do That» перестаёт помещаться внутри песен и начинает хлестать прямо в небо. Впрочем, остальные тоже выступают довольно мощно — Minsk вплетают в свой раскатистый рокот пропущенные через слои эффектов саксофон и флейту, от чего те звучат натуральным саундтреком к кислотному трипу, а Harvestamn наглядно демонстрируют, что пионеров космической психоделии вполне можно перепевать только под гитару и клавишные.
Ufomammut «Eve»
Концептуальный спэйс-металлический альбом в пяти безымянных частях, посвященный первой женщине на Земле? Yeah, baby! Итальянскому трио Ufomammut (вы не поверите, но в переводе это означает «НЛО-мамонт») такие грандиозные концепции, как ни странно, весьма к лицу — в их сыром, тектоническом звучании чувствуется как будто первородная мощь, а некоторая простота их музыки кажется не следствием отсутствия воображения, а способностью проникать в корневые, основополагающие вещи. Не тот альбом, короче, назвали «Of Seismic Consequences».
The High Confessions «Turning Lead into Gold»
А вот — почти что супегруппа. Легенда индустриальной сцены Крис Коннели (Pigface, Revolting Cocks, время от времени Ministry), легенда альтернативной сцены Стив Шелли (барабанщик Sonic Youth, если что), Сэнфорд Паркер из уже упоминавшихся выше Minsk, и ещё один парень — вот что такое группа The High Confessions. Вместе они гоняют экспериментальный шумовой рок высшей пробы, что-то вроде предельно ужесточившейся группы Can. Шелли держит резкий краут-роковый ритм, Коннели то выдаёт лишенные мелодии речитативы на несколько голосов («Along Came the Dogs»), то тянет что-то себе под нос на манер впадающего в летаргию Боуи («The Listener»), остальные складывают разные инструментальные партии в утробное фоновое гудение. Получается довольно здорово — когда, например, тревожный звуковой коллаж в «Along Came the Dogs» на шестой минуте (из
Иванов-Ножиков, человек с магнитофоном в голове