Alison Moyet
«Voice»
2004, Sanctuary Records
Не зря новый диск Элисон Мойет назван просто – «Голос». Потому именно он и является главным украшением этой почти что по-академически сдержанной пластинки. С помощью небольшого симфонического оркестра Элисон предлагает слушателям свои прочтения классических вещей Мишеля Леграна (“Windmills Of Your Mind”), Джорджа Гершвина (“The Man I Love”), Чета Бейкера (“Almost Blue”), Жака Бреля (“La Chanson Des Vieux Amants”), Берта Баккарака (“God Give Me Strength”) и прочих классиков интеллигентной эстрадной песни. Получается черно-белая музыка с отчетливым привкусом ретро, неторопливые колыбельные для утопающих в сигарном дому роскошных клубов. Большой Стиль в лучшем виде – ни единого лишнего звука, ни одного проходного трека. Взрослая, собранная, холодно-прекрасная пластинка.
Neurosis
«The Eye of Every Storm»
2004, Neurot Recordings
Если долго и пристально всматриваться в непроглядную тьму, то вскоре начнешь различать в ней движение неких туманных форм, которые станут вздыматься перед тобой из ниоткуда, словно непостижимо гигантские чудовища с многокилометровыми щупальцами из творчества Говарда Лавкрафта. И если кому-то вдруг придет в голову найти подходящий саундтрек для этого таинственного и неуловимого, но в то же время величественного движения, то группа пост-апокалипсического металла Neurosis подойдет для такого дела, как нельзя лучше. Их протяжные и монументальные гитарные риффы можно сравнить разве что с силами природы – не зря, видимо, альбом назван «Центром каждого шторма». Свойственные Neurosis сочные, иссиня-черные гитарные партии творят невероятное - колышутся лавой в начале “No River To Take Me Home”, чтобы ближе к финалу взорваться огромным вулканом, ползут неумолимо набирающей силы снежной лавиной в “Left To Wander”, неожиданно отступают на задний план в середине “Burn”, оставляя тихий голос вокалиста наедине с самим собой, только чтобы через какое-то время разорвать призрачное спокойствие чудовищной грозой. Под чутким руководством легендарного продюсера Стива Альбини, на чьей совести альбомы Pixies, Nirvana, PJ Harvey, Helmet, Jesus Lizard, McLusky и многих других, Neurosis выстраивают свой мощный саунд на четко очерченных контрастах – благодаря кристально-чистому звуку каждого инструмента моменты затишья кажутся погруженными в звенящую от накала эмоций тишину, а когда затишье вдруг сменяется бурей гремящих инструментов, эффект создается почти апокалиптический. Любопытствующих отсылаем ко второй половине 12-минутного эпоса “Bridges” – там эффект от вступления в дело тяжелых гитар ощущается почти физически. “The Eye of Every Storm” – темная, страшная пластинка, затяжной прыжок в черноту бездны без возможности вернуться назад. Путешествие только для самых смелых путников.
Elvis Costello and The Imposters
«Delivery Man»
2004, Lost Highway
В поисках вдохновения для записи своего нового, 21-го по счету альбома Элвис Костелло отправился на юг Соединенных Штатов, в городок под названием Оксфорд, что в штате Миссиссиппи. Город был выбран неслучайно – дело в том, что он находится ровно посередине между городами Тупело и Мемфис, местами рождения и смерти другого, куда более известного человека по имени «Элвис». Судя по всему, атмосфера города таки подействовала на Костелло должным образом, потому что в результате “Delivery Man” получился альбомом хорошенько прожаренного кантри-рока. Сам автор и исполнитель утверждает, что альбом сей концептуален и рассказывает историю жизни заглавного героя, An American Delivery Man (то бишь, обычного американского курьера, мальчика на побегушках). Разумеется, этот момент проясняется исключительно после тщательного вникания в текст, чем вряд ли станет заниматься кто-нибудь из русских слушателей. Но, несмотря на то, что центральная история повествования остается за кадром, альбому и без нее есть, чем похвастаться. Похоже, что весь материал был записан по принципу «вживую в студии», благодаря чему весь альбом исполнен сыроватого и разнузданного драйва. Костелло и его группа ловко лавируют между зажигательными роковыми вещами, от которых ноги сами торопятся притопывать в ритм (“Button My Lip”, “Bedlam”) и тягучими балладами, часто исполненными в сопровождении рыдающей слайд-гитары (“Country Darkness”, “Heart Shaped Bruise”). В лучшем, самом развязном номере альбома “Needle Time” Костелло сотоварищи вызывают дух Тома Уэйтса и вместе с ним устраивают масштабную пятиминутную вакханалию с совершенно взрывным финалом, в котором, судя по звукам, музыканты падают замертво на свои все еще подключенные к микрофонам инструменты.
Afro Celt Sound System
«Pod»
2004, Real World Records
На ниве скрещения тугих фанковых ритмов и элементов этнической музыки исправно трудится не один десяток коллективов, так что Afro Celt Sound System никакого велосипеда не изобретают. Однако вопрос «как» в случае с творчеством ACSS куда важнее, нежели вопрос «что». Говоря кратко, дело свое эти «афро кельты» делают весьма зажигательно. “Pod” – животное довольно своеобразное, сборник вещей из разных периодов карьеры группы, перемикшированных либо самыми членами группы, либо дружественными им музыкантами других электронных коллективов. Альбом спаян в единое звуковое полотно, а треки подогнаны друг к другу так ловко, что зачастую понять, что трек уже закончился, а вместо него начался следующий, можно, только пристально наблюдая за счетчиком. Расслабленная идиллия “Persistence Of Memory” оборачивается заводной танцевальной “Further In Time”, выполненной в стиле «группа Underworld на пикнике»; фестиваль полиритмичной перкуссии “Full Moon Low Tide” перетекает в чувственную “Release”, спетую Шинейд О’Коннор. “Pod” чрезвычайно хорош в качестве отправной точки знакомства с Afro Celt Sound System. К тому же, после него гарантированно захочется еще.
Mum
«Please Smile My Noise Bleed»
2001, Morr Music
Погодите, не стоит бросать недоуменные взгляды на дату выпуска этого альбома – Иванов-Ножиков не повредился умом (пока), просто наши магазины по необъяснимым причинам продают этот альбом, как запись 2004 года. А игнорировать его только потому, что он не является новинкой, было бы по меньшей мере несправедливо. К тому же у “Please Smile My Noise Bleed” весьма любопытная история. Выпустив свой первый альбом, великолепный “Yesterday Was Dramatic – Today Is OK” волшебные исландские электронщики Mum записали две новые песни и затем передали их Томасу Морру, главе лейбла Morr Music. Морру песни понравились, и он пригласил некоторых из приписанных к его лейблу артистов поколдовать над ремиксами. В результате получился “Please Smile My Noise Bleed”, альбомчик из двух песен и шести ремиксов на них. Две оригинальные песни, “On The Old Mountain Radio” и “Please Sing My Spring Reverb” выполнены в обычном для Mum стиле – нежно похрустывающая, словно мышиный выводок за плинтусом, электронная перкуссия и сказочные мелодии из запылившейся музыкальной шкатулки на комоде. Ремиксы в основном движутся тем же путем, создавая нежно-потрескивающие эмбиентные конструкции, правда, не забывая делать чуть более сильный акцент на ритме. В версии “Please Sing My Spring Reverb” пера англичан Isan появляются бухающие ударные и низкочастотные гудения, Phonem делают из беззаботности Mum страшную сказку с прячущимися по углам тенями и ломаным джангловым ритмом, а Бернард Фляйшман украшает свою версию призрачными голосами напевающих что-то себе под нос детишек. Удивительно в этом альбоме то, как гладко и цельно он звучит, несмотря на то, что на 70 процентов состоит из ремиксов одной и той же вещи. Этот факт можно считать признаком не только удивительного композиторского таланта самих Mum, но и тщательностью подхода создателей ремиксов. В конце концов, для электронной музыки большая редкость – звучать так живо и органично, как на этом альбомчике.
• пр. Мира, 89, тел.
• Магазин «Колизей» — пр. Красноярский рабочий, 89, тел.
• Магазин «Колизей-2» — ул. Взлетная, 2, тел.