Как-то так сложилось, что накопилось некоторое количество всяких более-менее тяжелых пластинок, о которых говорить о каждой в отдельности вроде необязательно, но и совсем замалчивать тоже не стоило бы. Поэтому — такой тематический спецвыпуск; пройдёмся за раз по нескольким тяжелым пластинкам, а на следующей неделе повторим.
High On Fire «Snakes for the Divine»
Формация гитариста Мэтта Пайка, бывшего участника титанов стоунер-метала Sleep, продолжает бесстрашно адаптировать разухабистый боевой металл 80-х к нуждам нового времени. Впрочем, ладно, о чём это я — ничего современного в пластинке «Snakes for the Divine» нет; просто High On Fire обладают сложнообъяснимым даром складывать из насквозь знакомых жанровых элементов прекрасные титанические эпосы, которые совсем не кажутся повторением пройденного. Тут есть и первоклассные приветы Black Sabbath’овской тягучей злобе («Bastard Samurai», «How Dark We Pray»), и стремительный головорез-трэш («Ghost Neck», «Fire, Flood & Plague») — и всё это пышет всамделишной инфернальной жизнью, которая делает каждую пластинку High On Fire жутко убедительной.
Exodus «Exhibit B — The Human Condition»
Изобретатели трэш-металла так и не сумели толком капитализировать своё изобретение — всего через год после их старта в далёком 82-м одна маленькая группа на букву М утащила у них и соло-гитариста, и пальму первенства. С тех пор Exodus с переменным успехом перебивались с серединки на половинку, меняя участников, чередуя приличные пластинки с откровенным шлаком, и пр. В середине нулевых, на волне повышенного интереса к металлу всех мастей, они как-то выправились и вернулись в строй. «Exhibit B — The Human Condition» — уже четвертая их пластинка с 2005-го года, выполненная в классическом трэш-металлическом духе; бодрые бронебойные ритмы, пыхтящие гитарные рифы, виртуозные дуэльные соло, всё, как в старые (не)добрые 80-е, вплоть до скелета и пентаграммы на обложке. Конечно, новый альбом Exodus немного агрессивно традиционен, но для кого-то это, уверен, ровно то, что нужно. Ну, и когда они вываливают такие номера, как одновременно эпический и странно мелодический «Class Dismissed (A Hate Primer)» или семиминутный ураганный эпос «March of the Sycophants», как-то странно просить от них чего-то большего.
Soulfly «Omen»
Макс Кавальера по-прежнему в строю — это уже седьмая пластинка Soulfly, и звучит она всё так же грозно, как и предыдущие. Тут, правда, чувствуется какая-то лёгкая механистичность — Кавальера со товарищи тут всё больше склоняются в сторону классического трэш-металла (процесс, начатый мощнейшим альбомом «Dark Ages»), но в этот раз их брутальной простоте не хватает какой-то важной малости, которая была на пластинках «Prophecy» и «Dark Ages». По традиции, в гостях у Макса хорошие люди — на этот раз Грег Пуччиато из The Dillinger Escape Plan и Томми Виктор из Prong. По традиции, всё заканчивается блаженной инструментальной композицией под названием «Soulfly с номером» — и в этот раз она как-то особенно невыносима.
Anathema «We’re Here Because We’re Here»
В начале 90-х англичане Anathema были в числе пионеров тягучего, жуткого дум-металла, но в новом веке заиграли вдруг что-то куда более атмосферное, мелодичное и приятное, в равной степени вдохновленное как Pink Floyd, так и Radiohead. «We’re Because We’re Here» — их четвертая пластинка после смены направлений, и она выдержана в ожидаемом ключе; мелодичный, но местами напористый хард-рок плюс пост-роковая размазанность плюс эмоциональная эпичность а-ля Coldplay. С последним тут периодически случается перебор (трагические скрипки и клавиши в нескольких местах дают какую-то прямо излишне концентрированную мелодраму), но когда включаются громкие гитары, дело идёт намного бодрее.
Melissa Auf der Maur «Out of Our Minds»
Бывшая басистка Hole и The Smashing Pumpkins, рыжая бестия Мелисса ауф дер Маур дебютировала как сольный артист шесть лет назад, безымянной пластинкой, записанной при помощи целой кучи важных в современной рок-музыке мужчин (Джошуа Хомми, Крис Госс, Марк Ланеган, Брант Бьорк, Джеймс Иха и так далее). Новый альбом «Out of Our Minds» уже сделан при помощи постоянной собственной группы — и по альбому чувствуется, что его делал уже куда более уверенный в своих силах артист, которому не требуется постоянная поддержка старших товарищей. Конёк Мелиссы — звучный, атмосферный рок, выполненный на стыке альтернативы 90-х (годы в составах «Дырки» и «Тыковок» зря не прошли), мускулистого хард-рока с мистическими обертонами в духе каких-нибудь Danzig (на альбоме даже есть дуэт с их лидером Гленном Данцигом, на удивление проникновенная похоронная вещь «Father’s Grave») и мечтательной гитарной поп-музыки а-ля Cocteau Twins. Гибрид странноватый, но интересный — «Out of our Minds» не столько ошеломляет, сколько увлекает в свой мрачноватый звуковой лабиринт, потеряться в котором (хотя бы на время) вполне приятно.