>
>
Дьявол/ Devil

Дьявол/ Devil

24.09.2010
24

ДьяволРежиссер — Эрик Джон Доудл
В ролях: Крис Мессина, Логан Маршалл-Грин, Дженни О’Хара, Бояна Новакович, Букем Вудбайн, Мэтт Крейвен, Джейкоб Варгас
Продолжительность — 80 мин

Пятеро застряли в лифте, а один из них — сам Дьявол; такую вот очаровательную историю выбрал для старта трёхчастного проекта имени себя М. Найт Шьямалан, самый любимый из самых ненавистных зарвавшихся визионеров. В этих «Ночных хрониках» (то есть, в «Хрониках Найта», конечно, ай как красиво) он планирует работать таким демиургом — он придумывает заходы для жанровых фильмов, а другие, более молодые таланты их за небольшие деньги экранизируют. И судя по «Дьяволу», такой расклад — самое то, что нужно и самому Шьямалану на данном тернистом этапе карьеры, и нам от него.

За собственную авторскую карьеру Шьямалан довизионерствовал до примерно того же удивительного положения, что и Никита Сергеевич Михалков — при всех очевидных кинематографических талантах автора его примечательная личность прорезалась в его работах чем дальше, тем всё примечательнее, от чего в конце концов глаза на лоб полезли даже у самых верных сторонников режиссера. Рой раздраженных голосов в западной прессе по поводу последней работы когдатошнего будущего спасителя голливудского кино «Повелитель стихий» зудел примерно с той же яростью, с какой местные коллеги сочиняли эпические оды вторым «Утомленным солнцем».

В результате студия-производитель «Дьявола», тихонько выругавшись, убрала имя худрука с афиш от греха подальше — а то в кинотеатрах, по некоторым сообщениям, публика на роликах «Дьявола» начинала хором улюлюкать, завидев знакомые три слова (вернее, два и одну букву с точкой). На деле бояться было особенно нечего — Шьямалан в малых дозах, разбавленный вменяемым сценаристом (Брайан Нельсон, автор виртуозного и жестокого «Леденца» и лютых «30 дней ночи») и ухватистым режиссером, оказался ровно тем, что доктор прописал, по крайней мере, для формата жанрового кино, не хватающего звезд с неба. Смешно, что «Дьявол» при этом — довольно симптоматичная для Шьямалана работа. Такой краткий, за час двадцать курс по тому, за что им можно засматриваться, а за что не выносить на дух. В «Дьяволе» есть и то, и другое — и, к счастью для всех нас, первое всё-таки побеждает второе, пускай и по очкам.

«Дьявол» пугает элегантно, по-старомодному неспешно — он разворачивается спокойно, без спешки, с умеренной и уместной виртуозностью (в начале есть почти блистательный длинный план, идущий с улицы и через фойе небоскреба, в рамках которого нам красиво представляют всех главных героев). Просто в какой-то момент напряжение начинает потихоньку нарастать, потом ещё, и ещё, и вскоре уже простейшие вещи вроде мигнувшей лампочки или не вовремя заигравшей дурацкой песенки становятся знаками чего-то невероятно ужасного. Часть фильма (причем важная часть) вообще происходит в полной темноте — и к чести режиссера Доудла этот приём ни разу не кажется неуместным.

Эта цепкая жанровая механика всерьёз помогает закрыть глаза на всё то, за что Шьямалана в результате погнали с поста важного фантазёра — потому что без такого в «Дьяволе» тоже не обошлось. Скажем, тут есть непременная неожиданная концовка — которая действительно могла бы быть неожиданной, если бы не была подсмотрена у одной знаменитой английской писательницы детективов, и если бы режиссер Доудл не подсказывал бы так безбожно прямо в самом начале.

Более того, в «Дьяволе» нас за час двадцать успеют не только квалифицированно попугать, но ещё и немного поучить жизни — что жить надо по законам божиим и уметь по-христиански прощать, и тогда Сатана, пришедший за тобой прямо в кабину лифта, останется с носом. Этакое чистосердечное и совершенно серьёзное мессианство кажется раздражающе избыточным — в конце концов, у нас тут не душеспасительная драма, у нас старомодный ужастик на час двадцать о том, как пятеро застряли в лифте, а один из них — сам Дьявол. Тут не о душе задумываться надо — а радостно и весело подпрыгивать каждый раз, как мигают лампочки.

Вердикт Кочерыжкина — лаконичный шьямалановский триллер, хороший, несмотря на.

 

На правах рекламы

Рекомендуем почитать