Главная
>
Статьи
>
Топ 5: фильмы, не удостоившиеся «Оскара»

Топ 5: фильмы, не удостоившиеся «Оскара»

03.03.2011
6

Буквально на днях американская киноакадемия раздала «Оскары», возможно, главную премию в области кинематографа в мире. Категорически недовольных результатами (особенно массовым проигрышем «Социальной сети» Финчера и «Железной хватки» Коэнов) в этом году было много - но для премии в этой ситуации нет совершенно ничего нового.

Волна ворчания стабильно поднимается каждый год, и присоединиться к ней - легче лёгкого. Достаточно оглянуться хотя бы лет на пять-семь назад, чтобы найти достаточно примеров преступного пренебрежения «Оскаром» достойнейших фильмов и замечательных киноработ.

«Как трусливый Роберт Форд убил Джесси Джеймса»  - операторская работа

«Как трусливый Роберт Форд убил Джесси Джеймса»Мега-оператор Роджер Дикинс, постоянный соратник братьев Коэн с 1991 года, выдвигался на «Оскар» девять раз - и девять раз проигрывал (последний раз вот как раз с «Железной хваткой»). Но проигрыш за «Джесси Джеймса» кажется особенно обидным - и вовсе не потому, что по результатам 2007 года Дикинс был номинирован дважды, ещё и за «Старикам тут не место». Просто стараниями Дикинса этот элегический вестерн уроженца Новой Зеландии Эндрю Доминика смотрелся поистине фантастически - залитый тёплым, почти осязаемым светом, в котором картины прошлого Америки застывали, словно в янтаре. При всех успехах Дикинса «Джесси Джеймс» по-прежнему остаётся его высочайшей работой - и глядеть на то, как Академия продолжает раз за разом прокатывать этого талантливейшего человека - по-настоящему больно.

«Оправданная жестокость»  - лучшая мужская роль

«Оправданная жестокость»В этом фильме Дэвида Кроненберга Вигго Мортенсен сыграл, по сути, сразу две роли - владельца закусочной Тома Столла, хорошего парня из крохотного городка, прекрасного семьянина, отца, мужа и соседа, и жестокого гангстера Джоуи Кьюсака, неудержимого, опасного, владеющего массой смертоносных навыков. Момент, в котором Мортенсен вдруг в секунду превращался из Тома в Джоуи - одно из самых захватывающих перевоплощений, когда-либо исполненных на большом экране; в этом месте - и так прекрасного и мощного фильма - реально перехватывает дух. Академия, однако, предпочла целиком проигнорировать этот неоднозначный и глубокий фильм. Двумя годами позже, правда, Мортенсена таки номинировали за их следующий совместный проект с Кроненбергом, «Порок на экспорт» . Сейчас Вигго снимается в новом фильме маститого канадца «Опасный метод», причем играет роль знаменитой исторической фигуры, а именно доктора Зигмунда Фрейда. Не исключено, что киноакадемики оценят его талант хотя бы в этот раз.

«Нефть» - режиссёр

«Нефть» В 2007 году Пол Томас Андерсон проиграл в номинации «лучший режиссер» братьям Коэн - и хотя они, наверное, тоже вполне заслужили, творческий путь Андерсона всё же был несколько интереснее и насыщеннее. За пять фильмов, снятых за 11 лет, Андерсон прошёл путь от многообещающего новичка с правильными творческими ориентирами до настоящего большого художника в классическом смысле слова. И наградить его за этот путь как раз было бы вполне уместно. Сейчас же со времени «Нефти» прошло четыре года - и Андерсон так до сих пор не снял ни одного нового фильма.

«Трудности перевода» «Трудности перевода» - режиссёр

За этот фильм София Коппола получила утешительный «Оскар» за лучший сценарий - но это, право, предельно странное решение; как можно награждать за сценарий фильм, лучшие моменты которого разворачиваются в полной тишине, без единого слова? «Трудности» были именно триумфом Копполы как режиссера - и то, что это никак не было отмечено Академий, огромное упущение.

 

«Дитя человеческое» - лучший фильм

«Дитя человеческое» Потрясающая антиутопия Альфонсо Куарона по результатам ушедшего десятилетия оказалась одним из лучших фильмов, снятых за нулевые - при этом на «Оскаре» в соответствующий год ей досталось всего две номинации. Лучший адаптированный сценарий и лучшая операторская работа - и если и то, и другое в фильме действительно на высочайшем уровне, то отсутствие прочих номинаций (как минимум режиссеру Альфонсо Куарону и фильму в целом) было самой настоящей загадкой.

Сергей Мезенов

Рекомендуем почитать