Режиссеры — Итан Коэн, Джоэл Коэн
В ролях: Хайли Стейнфилд, Джефф Бриджесс, Мэтт Дэймон, Джош Бролин, Барри Пеппер
Продолжительность — 110 мин
Вестерн — в каком-то смысле братья Коэн шли к нему всю жизнь. Много раз за свою насыщенную карьеру они начинали как-то танцевать вокруг него, воскрешать его дух, заигрывать с его интонациями — но ни разу не отважились выйти на него лицом к лицу. В «Железной хватке» впервые за 26 лет они делают именно это — да так, что это стоит всех лет ожиданий.
Занятно, что всю дорогу одной из определяющих черт творчества Коэнов считалась их бросающаяся в глаза, почти вызывающая индивидуальность. Тем смешнее, что самые большие успехи их накрывают именно тогда, когда они обращаются к чужому материалу. Их экранизация романа Кормака МакКарти «Старикам тут не место» обернулась долгожданным и вечно откладываемым триумфом Коэнов на «Оскаре» (и не только).
«Железная хватка» — вещь с ещё более длинным шлейфом посторонних и потенциально опасных для Коэнов ассоциаций. За главную роль в первой экранизации этого романа легенда американского кино Джон Уэйн получил первый и единственный в жизни «Оскар» — вот уж действительно, попробуй-ка перебить такое.
Коэны поступают мудро и даже не пытаются. Они делают другую, совершенно ошеломительную вещь — снимают «Железную хватку» максимально серьёзно и уважительно, без единого туза в рукаве. Здесь нет и следа привычной мизантропической иронии, что билась подкожной жилкой практически в каждой картине Коэнов. Вернее, и мизантропии, и иронии тут хватает («Хватка» помимо прочего ещё и очень смешное кино, причём юмор тут, как это обычно бывает у Коэнов, вполне висельного толка) — только в этот раз они скорее полноправная часть общей истории, нежели авторской интонации, с которой эта история рассказывается.
Эта, небольшая на первый взгляд, разница в контексте творчества Коэнов просто колоссальна. Вечная мизантропия авторов постепенно довела их до того, что их неизменно любовно выстроенные, феноменально сыгранные и идеально снятые картины начали сводиться к статусу дьявольски изысканных и гротескно-избыточных желчных анекдотов. Казалось, что они тратят свои нешуточные таланты (и своих актёров тоже) на то, чтобы раз за разом засунуть себя в одни и те же опостылевшие рамки, опять пробубнить два слова, что они твердят последние лет двадцать.
В «Хватке» же — полное ощущение, что они, наконец, встают в полный рост и дышат полной грудью. Это чистосердечный элегический вестерн, который, как и положено вестерну, рассказывает о добре и зле — и отполированные годами специфические привычки братьев (мрачный юмор с непроницаемым лицом, пристрастие к внезапным всплескам брутального насилия, вечное ощущение заглядывающей через плечо смерти) ложатся в канву вестерна как влитые.
Пригождаются и их таланты работать с артистами — Бриджесс, когда-то сыгравший у Коэнов одного из главных персонажей, феноменален в роли старого хрыча с дурным нравом и мощным кольтом. Дэймон с пижонскими усами ужасно смешон, у Бролина и Пеппера есть по короткому, но мощному выходу в злодейских ролях. Но главная роль в «Хватке» — это 14-летняя дебютантка Хайли Стейнфилд. Именно её несгибаемая Мэтти Росс — главный персонаж фильма. Хотя она много раз говорит герою Бриджесса, что она обратилась к нему из-за его железной хватки, это именно её качество вынесено в заглавие. Причем речь тут не только об упрямстве, смекалке и прочих практических качествах (коих у Мэтти безусловно не отнять) — такую же хватку она проявляет и в отношениях с мирозданием в целом, твердо зная, кому, чего, сколько и за что причитается, в том числе и ей самой.
«Железная хватка» — наверное, не лучший вестерн на свете; возможно, это даже не лучший фильм братьев Коэн. Но правда — в компании этих двух еврейских умников ещё никогда не было так хорошо и спокойно, как эти час пятьдесят минут. Всегда бы так.
Вердикт Кочерыжкина — самый прозрачный фильм Коэнов — и, кажется, один из лучших в их фильмографии, наравне с «Фарго» и «Бартоном Финком»