В последние пару десятилетий с вестернами творились довольно занимательные вещи: время от времени заходили разговоры о том, что жанр возрождается и вот-вот шарахнет новая волна. Годы шли, а волна всё не шарахала и не шарахала — да, в общем, не шарахнула и до сих пор, и, видимо, не сделает этого уже никогда. Что, однако, совершенно не означает, что в последние десять лет не появилось некоторого количества заметных образцов жанра — странных, особенных и по-своему удивительных. О них и поведём речь ниже.
«Поезд на Юму»
Этот ремейк не самого широко известного вестерна 50-х годов немного напортачил с мотивациями героев (положительный фермер Кристиана Бэйла тут отправлялся конвоировать опасного бандита Рассела Кроу со смутно педагогическими целями, плюс каждому из них по велению времени приписали какие-то сложные психологические переживания).
Но всё равно гордо выехал победителем на старомодной увесистости манеры съемки и чистой харизме двух исполнителей основных ролей, которые правильно поняли, что именно было главным в этой истории — крепкий психологический поединок двух настоящих мужчин.
«Аппалуза»
Отличная режиссерская работа прекрасного актера Эда Харриса — неспешный, и страшно этой неспешностью подкупающий вестерн в классическом духе, история про двух простых мужиков с ружбайками, которые невозмутимо готовы ко всему, кроме женских козней.
Совершенно упоительный актерский ансамбль — сам Харрис, Вигго Мортенсен с неописуемыми усами, Джереми Айронс в роли главного злодея, Рене Зельвеггер в роли самки в вечном поиске самца. Кино не про перестрелки даже, а про взгляды из-под шляпы — что в исполнении этих людей даже интереснее.
«Водопад ангела»
Ещё одна брутальная мужская история — как Лайам Нисон гоняется непонятно зачем по пересеченной местности за Пирсом Броснаном. Первые минут 20 вообще даны практически без диалога, дальше понемногу начинает проясняться история противостояния героев, охотник и жертва меняются ролями, ну, и всё такое прочее.
Что удивительно, фильм — дебют какого-то клипмейкера не первого эшелона; снято при этом чисто, традиционно и атмосферно, совершенно без выпендрежа. Под конец, правда, зачем-то немного съезжает в мистический реализм, но сам финал при этом замечательный. Ещё есть Майкл Уинкотт в эпизодической роли — от этого, как известно, любой фильм автоматически становится процентов на 15 лучше.
«Предложение»
Неожиданно мощный и проникновенный привет жанру из Австралии, вестерн по версии Ника Кейва — мрачный, жестокий, минималистичный, поэтичный. Сплошь удивительные люди в ролях — Гай Пирс, Рэй Уинстон, Дэнни Хьюстон, Джон Хёрт, Эмили Уотсон; практически у каждого — едва ли не лучший за карьеру выход (у Хьюстона точно). «Предложение» вышло ровно такое же, как и сами австралийские пустоши — одновременно дико красивое и совершенно безжалостное.
«Как трусливый Роберт Форд убил Джесси Джеймса»
Ой, два фильма подряд, озвученные дуэтом Ника Кейва и скрипача Уоррена Эллиса, коллеги Кейва по The Bad Seeds и Grinderman.
Элегическое полотно австралийца (вот опять!) Эндрю Доминика о главном разбойнике Америки Джесси Джеймсе, услада для глаз (традиционно великий оператор Роджер Дикинс здесь превзошёл сам себя), медитация на тему «таланты и поклонники» и просто великое кино всего десятилетия. Надо будет как-нибудь написать уже про него в блог полноразмерную поэму в подразделе «Любимые фильмы», я давно собираюсь. Вот заодно и будет повод пересмотреть.
Сергей Мезенов