Главная
>
Статьи
>
Ханна. Совершенное оружие/ Hanna

Ханна. Совершенное оружие/ Hanna

06.05.2011
29

Режиссер - Джо Райт
В ролях: Сирша Ронан, Эрик Бана, Кейт Бланшетт, Джессика Барден, Оливия Уильямс, Джейсон Флеминг, Том Холландер
Продолжительность - 110 мин

Девочка-убийца с большим пистолетом, белокурый ангел, в чьём образе непостижимым образом сочетается невинность и смертоносность - персонаж, обладающий немыслимой притягательностью. «Ханна. Совершенное оружие» - как раз о такой девочке, с эльфийским лицом юной ирландской красавицы Сирши Ронан. Такую героиню стремительного боевика мы, кажется, ещё не видели.

В карьере своего постановщика, молодого англичанина Джо Райта, «Ханна» выглядит чем-то вроде аномалии. Человек, сделавший себе имя на постановке интеллигентных взрослых драм, часто на основе литературного произведения авторства кого-нибудь важного (за плечами у Райта «Гордость и предубеждение» и «Искупление» по Иэну Макьюену, впереди - ни много ни мало новая «Анна Каренина»), не очень-то вязался с международным шпионским триллером про подростка-убийцу. Говоря иначе, «Ханна» Джо Райта - это очередной выпуск аттракциона под названием «Умник берётся за низкий жанр», необъяснимо популярного в последнее время (см. «Черный лебедь» Аронофски).

О том, как делать красивое, умное и эффектное кино, Райт знает немало - и потому «Ханна», как минимум поначалу, не похожа вообще ни на что. Фильм уверенно переключается из регистра в регистр - за атмосферным прологом в заснеженном финском лесу, где Ханна охотится на оленей, а папа (Бана) читает ей на ночь популярную энциклопедию и периодически для профилактики нападает на неё посреди ночи, следует галлюциногенная сцена в супертехнологичных бункерах спецслужб под гремящую музыку The Chemical Brothers. Действие бросает из марроканской пустыни в стылые городские джунгли Берлина, в напряженный триллер с погонями периодически включается на диво чуткая и живая комедия. Повествование любовно раскрашивается точечно встроенными и прекрасными деталями - в общем, словечко «молодец» в адрес Райта как-то само собой начинает проситься на язык уже к середине фильма.

К тому же для постановщика интеллигентских драм Райт на удивление хорошо понимает, что требуется напряженному триллеру с погонями и стрельбой. «Ханна» - кино тугое, как хорошо натянутая тетива. Райт уверенно держит ритм и ловко избегает всех проблемных для современного боевика мест. Его камера стремительна, но никогда не жертвует чёткостью вида ради гиперактивной болтанки. Все сцены разыгрываются в реальных условиях - никаких зеленых экранов и подрисованных на компьютере задников. Есть даже весьма пижонская сцена драки - Эрик Бана выходит из автобуса, проходит через весь автовокзал, спускается в подземный переход и раскидывает там четырех нападающих, и всё это в одном длинном плане. И примерно здесь становится понятно, что с Джо Райтом и его «Ханной» всё-таки что-то не так.

Да, он правда понимает, как и что нужно делать в фильме - как снимать, как держать ритм, как лавировать между жанрами, как работать с актёрами. Играют все на загляденье, что Ронан, что Бана, что живописный Холландер в роли важного злодея, что семейство Уильямс-Флеминг-Барден, что Ханна встречает по дороге. А Бланшетт - о, какая тут Бланшетт, умереть не встать; ещё никто на моей памяти не передавал всю злодейскую сущность своего персонажа через сцену чистки зубов. Всё это ужасно красиво и здорово придумано, спору нет - но в конечном итоге понимаешь, что главное слово в этом предложении всё же «придумано». Что «Ханна» для Райта - в первую очередь интересная концепция, которую было бы здорово попробовать раскрутить. А сделаю-ка я шпионский боевик, про девочку-убийцу, в котором запараллелю все происходящее с отсылками к сказкам братьев Гримм - с пряничным домиком, злым волком и потерянной девочкой из леса. О - и под музыку The Chemical Brothers, класс!

И эта девочка с бездонно-голубыми глазами, и эти пульсирующие бешеные ритмы настоящего боевика - ничего этого не сидит у Райта в печёнках, не жжёт его изнутри, не лишает его сна. Скорее, он рассматривает это всё пытливым взглядом мальчишки-отличника, изучающего пришпиленную к дощечке бабочку - рассматривает и записывает в блокнотик, сколько должно быть ножек и в каком месте они сгибаются. В конечном итоге у него тоже получается свой «Чёрный лебедь» - ладно сделанная интеллигентская фантазия о чём-то, что самому постановщику неблизко и неведомо.

Вердикт Кочерыжкина - боевик про девочку-убийцу - очень красивый и здорово - хотя и непонятно зачем сделанный 

Рекомендуем почитать