Главная
>
Статьи
>
Топ 5: любимые ужастики нулевых

Топ 5: любимые ужастики нулевых

13.07.2011
23

Специально для внимательных читателей — ключевое слово в этом заголовке «любимые». Попытки создать исчерпывающую картину состояния жанра в минувшее десятилетие в пяти пунктах здесь нет. Скорее, я попытался посмотреть, какие фильмы всплывут при такой постановке вопроса в памяти первыми, сразу. И вот что получилось.

«Тьма»

ТьмаВ этом фильме испанский режиссер Хайме Балагеро, позже прославившийся как автор стремительной кровавой серии «Репортаж» (сейчас он, кстати, на паях с соавтором «Репортажа» Пако Плаза как раз доделывает сразу третью и четвертую части), сумел решить весьма нетривиальную задачку. В «Тьме» он будто нарочно собрал в кучу исключительно вдоль и поперёк знакомые жанровые мотивчики (странный старый дом с кровавой тайной в прошлом, затмение, дети-призраки, мальчик младшего школьного возраста в опасности, загадочный культ зла) — и затем аранжировал их так, что они сложились в произведение, полное всамделишной невероятной жути. Последние 15-20 минут «Тьмы», когда история, казавшаяся всю дорогу абсолютно предсказуемой, начинает вдруг аккуратно сворачивать в нужные ей ещё более страшные уголки — среди лучшего, что сняли в жанре за последние годы.

«Девятая сессия»

9 сессияПсихологический этюд режиссера Брэда Андерсона («Машинист», «Исчезновение на 7-й улице») о том, что самое страшное всегда то, что скрыто глубоко внутри самого человека, был снят на удивительно удачной натуре. Где-то под Бостоном Андерсон наткнулся на реальное здание бывшей психиатрической лечебницы, и оно стало практически главным героем фильма — таким бесконечным лабиринтом, который будит в героях, группе ремонтников, занятых очисткой огромного старого здания перед капитальным ремонтом, все самые худшие страхи и устремления.

«Глубина»

ГлубинаОстроумный гибрид хоррора с призраками в закрытом помещении и фильма о Второй Мировой, придуманный хорошим жанровым режиссером Дэвидом Туи и, ну надо же, Дареном Аронофски. В «Глубине», с одной стороны, масса знакомого — ну какой фильм о подводной лодке может обойтись без сцен, где люди напряженно вглядываются в потолок, пока над ними их местоположение пытается определить вражеский корабль, или без внезапного пожара в кормовых отсеках? С другой же, фильм не только здорово снят и отлично разыгран сильными, но не звездными актерами (солируют, в основном, Брюс Гринвуд и Оливия Уильямс), но и очень грамотно устроен. Сюжет красиво танцует вокруг некоего ключевого события, с которого и начались все неприятности лодки, пересказывая его три раза с разными подробностями, пока, наконец, под самый занавес не вскрывается ужасная правда. Добавим к этому пару-тройку сцен, которые вполне могли бы войти в жанровый зал славы самых страшных эпизодов, и дело сделано — перед нами мощный, умный, красивый и страшный фильм.

«28 дней спустя»/«28 недель спустя»

28 дней спустяИнфицированная сага, придуманная сценаристом и писателем Алексом Гарландом и режиссером Дэнни Бойлом, может, и не изменила лица жанра, но уж точно влила в его вены достаточно свежей отравленной кровушки. Созданная Гарландом и Бойлом вселенная прекрасно выдержала два отличных захода в эту тему и, есть подозрение, выдюжит ещё несколько. По крайней мере, обещанных «28 месяцев спустя» ждать действительно интересно.

«Хребет дьявола»

Хребет дьяволаСтрого говоря, это и не хоррор даже — в этом фильме намешано огромное количество всего, и история испанской гражданской войны, и рассказ о внезапном вынужденном взрослении, и история любви (этих даже несколько), и так далее, и так далее. Но всё равно — когда главный герой, сирота Карлос, прячется от мальчика-призрака в кладовку, а тот приходит и заглядывает в замочную скважину — это момент из серии незабываемых.

Сергей Мезенов

Рекомендуем почитать