Dimension Films, 2002 год.
Вторая мировая война, 1943 год, август. Атлантический океан, американская подводная лодка «Тигровая акула». О том, что «женщина на борту – быть беде», капитан, конечно, знал, но что он мог поделать? «Тигровая акула» обнаружила остатки потопленного лайнера, уцелевших пассажиров взяли на борт и когда обнаружили, что из троих спасенных одна – женщина, было уже поздно что-либо менять. Не выкинешь же её обратно? Меж тем субмарина уже потихоньку «гудит» – информация на подлодке распространяется удивительно быстро. А тут ещё какой-то корабль, никак вражеский, сел на хвост и чуть что – глубоководными бомбами кидается. И один из спасенных оказался фрицем недобитым, и пусть полуживой, вредить пытался! А тетка-то хороша – эх, все-таки надо было её выкинуть – «британцы мы, британцы». Фрица пришлось пристрелить, тетку посадить под арест. Только к тому времени на подлодке уже развелись привидения и заканчивался кислород. Капитану в таких условиях – прямо хоть пулю в лоб пускай.
Видели «К-19» и «Корабль-призрак»? Прямо мама и папа «Глубины». Скрещиваем, Форда заменяем на Брюса Гринвуда («Двойной просчет»), Лайама Нисона – на качка Холта Маккалани (в «Комнате страха» его видели, мордастый такой), вместо Супер-Моники (Белуччи, если кто не в курсе) – добавляем пресную страшилку Оливию Уильямс («Шестое чувство»). Замены во всех случаях, особенно в последнем, с понижением, но, в общем, меж собой актерский состав «Глубины» получился равноценным. В результате, после скрещивания мы имеем малоизвестных крепких актеров-середнячков в фильме о привидениях на подводной лодке. Немножко драмы, немножко мистики, немножко ужасов. Не то чтобы и правда страшно, но мрачненько так, атмосфера гнетущая; впрочем, есть в фильме и несколько реально страшных моментов. Меня лично зацепил тот, что с лейтенантом Лумисом, точнее, с его отражением в зеркале. Хорошо придумано, уверен, даже если кто-то и не испугается, то идею, наверняка, оценит. Да и сама задумка фильма, вариации на тему «пожара на подводной лодке», выигрышная, чего уж. Во многих из нас сидят зачатки клаустрофобии, поэтому для большинства достоверно переданной атмосферы подводной лодки будет достаточно, чтобы почувствовать дискомфорт. А тут ещё и покойники на борту, да и нечисть всякая мерещится… «В этой истории заполнен тот большой пробел, который всегда смущает зрителя в фильмах о домах с привидениями.
Этот пробел выражается в вопросе: «А почему бы героям просто не выйти оттуда?» Но если действие происходит на подводной лодке с торпедами, нацеленными на врага, которая не может всплыть на поверхность, хотя внутри уже не хватает кислорода – это уже совсем другие правила игры, и такого вопроса не может возникнуть», - режиссер «Глубины» Дэвид Туи (сценарий к «Солдату Джейн» и режиссура к «Черной дыре») сам писал к своему детищу сценарий, правда, не в одиночестве, а ещё с одним любителем веселеньких картин - Дарреном Аранофски («Пи», «Реквием по мечте»).
Конечно, недочеты есть – даже отроду не нюхавший пороха юноша, учащийся на физмате, поймет, что посаженная под арест персона не может свободно шляться по кораблю, и уж, тем более, рыться в капитанской каюте. Есть и другие подозрительные моменты, а уж для людей служивых, их, наверное, будет и того больше, но надо сказать, что режиссер работал над достоверностью фильма, как мог. До начала съемок все актеры прошли курсы в школе подводников, где их обучали правилам поведения на борту подводных лодок, принципам управления и устройства внутренних механизмов. Для создания реального ощущения на студии в Лондоне был сконструирован гидравлический макет субмарины, который мог подниматься, опускаться, крутиться, скрипеть и все такое. Помимо этого, Дэвид Туи поназаписывал всяких морских шумов: подводных взрывов, песен китов, звуков отстреливаемых торпед и проигрывал, для реальности ощущений, эту сборную солянку на съемочной площадке, сводя с ума актеров. «Мне все время казалось, что мы сейчас реально утонем», - отзывается о том времени актер Брюс Гринвуд. Но, как видим, никто не пострадал, кино снято и уже дошло до проката. Хотите – смотрите, хотите – нет. Особых рекомендаций с моей стороны нет.
Максим Потемкин