>
>
300 спартанцев: Расцвет империи / 300: Rise of the Empire

300 спартанцев: Расцвет империи / 300: Rise of the Empire

07.03.2014
16

Режиссёр — Ноам Мурро

В ролях: Салливан Стэплтон, Лена Хэди, Ева Грин, Родриго Санторо, Ганс Матесон, Калан Малви, Крис О’Коннелл, Дэвид Уэнам

Продолжительность — 105 мин.

И вновь продолжается бой — пока 300 спартанцев во главе с царём Леонидом бьются при Фермопилах, чуть менее хардкорные нравом афинцы неточным числом отчаянно отбивают Малийский пролив от персидского флота. Именно это сражение легло в основу «Расцвета империи» — а 300 спартанцев из русского названия достались фильму по наследству, как маркер принадлежности к одной творческой вселенной.

«Расцвет», строго не говоря, не совсем продолжение истории «300 спартанцев» — его события разворачиваются до, во время и после битвы при Фермопилах. Столь же запутаны и взаимоотношения нового фильма с рисованным первоисточником авторства Фрэнка Миллера, одного из немногих художников комиксов, чьё имя знакомо и не специалистам. Если Снайдер весь фильм тупо использовал миллеровские рисованные панельки в качестве раскадровок, то у нового режиссёра Мурро такой возможности не было — комикс «Ксеркс», с которого предполагалось срисовывать новое кино, так и не продвинулся дальше первых двух выпусков, законченных Миллером три года назад.

Отсутствие визуального диктата чувствуется — общая стилизация, конечно, на месте, но композиционно большая часть фильма всё же строилась с оглядкой на большой экран, нежели на рисованную плоскую страничку. Да, это значит, что на «Расцвете империи» ощутимо легче дышать — но в то же время этакий творческий компромисс поселяет в сердце фильма странную нерешительность, которая распространяется на все его аспекты.

Даже если снайдеровские «Спартанцы» не сшибали вас с ног (как меня), всё равно нельзя было не признать их абсолютную цельнолитую монолитность, яростную почти приверженность своей брутальной, сверкающей от пота, гомоэротически заряженной странности. Здесь не говорили, а орали, не умирали, а подыхали, не сражались, а рвали на части — и Снайдер абсолютно не стеснялся врубать стилистику, которая шла по головам зрителей тем же торжественным тоталитарным маршем, что и спартанцы по останкам своих неприятелей.

«Расцвет» же немножко чурается подобных крайностей и бежит искать спасения у более традиционных и спокойных ценностей. В центре битвы при Артемисии, к примеру, оказывается абсолютно гетеросексуальный конфликт афинского полководца Фемистокла (австралиец Салливан, умеренно накачанный, но довольно бесцветный) и предводительницы персидского флота Артемисии (Ева Грин в режиме «Смерть всему живому через сну-сну»), а торжественный тоталитаризм заменяется на бесконечные разговоры о ценности свободы и демократии.

Не то чтобы такая замена совсем не правомерна — не до конца убедительные тёрки про свободу подкрепляются довольно внушительными боевыми сценами (пусть они, как всегда, на две трети нарисованы, зато смена локаций схваток даже даёт режиссёру Мурро возможность их визуально и атмосферно разнообразить, которой не было у Снайдера), а сексуальная линия подарит зрителям бесценные образы голой по пояс Евы с мечом в руках (ну, признайтесь, вы же мечтали о чём-то подобном со времён, гм, «Мечтателей»). Но всё же — наследуя «300 спартанцам», «Расцвет империи» отчаянно старается воспроизвести свойственную им стилистику, но в то же время пытается рассказать немного другую историю. Естественно, что при двух разнонаправленных задачах не решается в конечном итоге ни одной.

Вердикт — сиквел боевого хита, только в половину сил старавшийся походить на своего предшественника — и так толком и не решивший, на что именно потратить вторую половину

Рекомендуем почитать