В ролях: Джерард Батлер, Лена Хеди, Доминик Уэст, Дэвид Уенам, Родриго Санторо
Продолжительность – 117 м
Что такого есть во Фрэнке Миллере и его комиксах, что заставляет многих кинематографистов делать стойку и идти на невероятное? Есть ведь на свете огромное количество авторов комиксов, которые делают что-то сугубо своё, авторское и новаторское, яркое и бескомпромиссное. Но только Миллеру так везёт на творческое сумасшествие киношников на почве его творений – уже второй режиссер за последние пару лет бросает все свои силы не на экранизацию даже, а на буквальное, покадровое воплощение Миллеровских историй на экране. Пару лет назад дорогу проложил Роберт Родригес, сняв «Город грехов», а теперь его примеру последовал Зак Снайдер.
Снятые им «300 спартанцев» на первый взгляд кажутся достижением поистине титанического размаха. Та лютая, бессовестная практически бескомпромиссность, которой славятся комиксы Миллера, сохранена Снайдером в неприкосновенности – на экране хлещет кровь, взлетают в воздух отрубленные конечности и головы, а в редкие моменты затишья в кадре частенько появляются обнаженные женские прелести. Принимая во внимание тот факт, что фильм вышел из кузниц крупной компании Warner Bros, можно представить, какую битву пришлось выдержать Снайдеру со студийными боссами за то, чтобы всё это на экране осталось. Более того, для переноса всего отбитого у студийных боссов на экран Снайдер и его многочисленная команда по созданию спецэффектов потратила примерно год – практически всё происходящее в кадре, помимо людей и некоторого количества декораций, было дотошно воссоздано на компьютере по Миллеровскому первоисточнику. В результате столь кропотливой работы (над «Спартанцами» трудились студии компьютерной анимации аж с трёх континентов сразу) в визуальном плане фильм выглядит невероятно роскошно – чуть ли не каждый кадр тут вполне можно сунуть скринсейвером и любоваться затем бесконечно.
Прочитав всё вышеуказанное и присовокупив к нему рекламный ролик «300 спартанцев», выполненный в ударной стилистике «смерть всему живому», вполне можно предположить, что перед нами произведение какой-то невероятной, невиданной прежде крутости. Возможно, «300 спартанцев» таковым бы и являлись, если бы на сногсшибательной картинке силы Снайдера и компании трагическим образом не закончились бы. Во всех остальных аспектах «Спартанцы» тоскливо буксуют – патетический закадровый текст изъясняется сплошь банальностями с восклицательными знаками, сцены битв, поначалу весьма впечатляющие, постепенно становятся удручающе одинаковыми, а количество упоминаний слова «свобода» в качестве мотивировки бойцов зашкаливает за всякие разумные пределы.
То есть, чёрт с ней, со свободой, конечно, будь в фильме достаточно смачных боевых действий – но все эти постановочные танцы по полю битвы, что имеются в «300», оказываются странным образом пустыми. Если от ролика казалось, что это не фильм, а сплошной драйв, то непосредственно на фильме чувствуешь себя обманутыми – именно драйва страшным образом не хватает. Как будто наблюдаешь не за битвой не на жизнь, а на смерть, а за дорогостоящей модельной фотосессией по древнегреческим мотивам. Кому-то и этого будет достаточно, судя по многочисленным восторженным отзывам в сети и полным залам, однако от Снайдера, снявшего когда-то чуть ли не единственный действительно мощный римейк классического ужастика, хотелось чего-то несоизмеримо большего.
Вердикт Кочерыжкина – сногсшибательно красивый кинокомикс, во всем остальном, увы, далеко не такой сногсшибательный.