Режиссёр — Марк Уэбб
В ролях: Эндрю Гарфилд, Эмма Стоун, Джейми Фокс, Дэйн ДеХаан, Салли Филд, Крис Купер, Колм Феоре, Пол Джаматти, Фелисити Джонс
Продолжительность — 142 мин.
Во второй раз с той же командой всегда получается лучше — так, по крайней мере, диктует логика большого голливудского кинопроизводства по комиксам. «Люди Икс-2», «Бэтмен возвращается», «Тёмный рыцарь», да что там, даже «Человек-паук-2» в версии Сэма Рейми — все были заметными улучшениями по сравнению с предыдущими выпусками. «Новый Человек-паук: Высокое напряжение» торжественно заявляет — привет, ребята, правил без исключений не бывает.
В первом заходе у нового режиссёра Уэбба какие-то вещи получились отлично (разговоры, взаимоотношения, эмоциональные нюансы, актёрские работы), а какие-то не очень (тон, изобретательность и хореография динамичных сцен, компьютерная графика). Логично было бы ожидать, что в новой серии Уэбб сохранит свои сильные стороны и постарается поработать над слабыми — однако общее уравнение «Высокого напряжения» складывается по законам немножко иной, куда менее логичной математики.
Более-менее ожидаемые метаморфозы в «Высоком напряжении» случаются только со сценами действия — в этот раз у Уэбба и правда всё выглядит чётче и слаженнее. Причём не только в измерении реальных физических тел (см. отличная погоня в начале фильма, с применением расшвыривающего более мелкий транспорт грузовика и на редкость удачными вкраплениями комедии), но и в мире бестелесных пикселей — компьютерная графика вписана в фильм увереннее и точнее, за что, наверное, можно поблагодарить основательно подросший бюджет.
Уэбб по-прежнему ловко управляется с комедией (особенно в этот раз удались постоянные паучьи ремарки во время схваток с преступностью) и вытягивает из своих главных актёров очень человеческие, реалистичные отношения и реакции. Между Гарфилдом и Стоун всё так же ощутимо искрит, хотя в этот раз их романтическая энергия разбавлена и усилена заметной неловкостью — сценарий предлагает их отношениям немного нелепое развитие, хотя таковым оно кажется ровно до тех пор, пока не вспомнишь, что любому «Человеку-пауку» по статусу положено быть комедией про романтические мытарства старшеклассника; мало что на свете может быть нелепей оных.
Большому боевику по комиксу, правда, не обойтись одними романтическими мытарствами старшеклассника — и вот тут-то, в своей, так сказать, основной линии про борьбу со злом, «Высокое напряжение» фатально теряет фокус. Уэбб, столь здорово превратив своих главных героев в понятных и настоящих людей, делает ровно обратное со своими злодеями. И превращение забитого электрика Макса Диллона в создание из чистого электричества по имени Электро, и трагический завис Гарри Осборна между жизнью и смертью, завершающийся трансформацией в Зелёного Гоблина, обставлены в чисто комиксовом, условно-гипертрофированном ключе — который отчаянно не стыкуется с романтически-реалистичным пространством Питера Паркера и его окружения.
К тому же владеющая правами на Человека-паука компания Sony принялась откровенно подсматривать за «Марвелом» и мыслить не отдельными фильмами, а многоступенчатыми историями, в которые можно было бы активно напихать множество второстепенных героев, прозябающих на складе приобретённой интеллектуальной собственности. «Высокое напряжение» в результате отчаянно плывёт по структуре — это не столько самостоятельное кино, сколько полтора фильма, двухчасовой понятный боевик с двадцатиминутным эпилогом, превращающим в конечном итоге весь фильм всего лишь в затравку к следующим сериям.
То есть, наверняка в кинозале найдутся знатоки, что оценят финальные поклоны Зловещей Шестёрке, которой обещают посвятить самостоятельный фильм. (Что, опять же, объясняет, какого рожна хороший артист Джаматти соглашается сверкнуть в «Напряжении» физиономией буквально на минуточку — в злодейском сиквеле дадут развернуться во всю ширь). Но, боюсь, тех из нас, кто в сцене, когда после изматывающей и нелёгкой победы над злодеем немедленно прибывает второй практически со словами «Привет, я тут заскочил из следующей серии», захочет скорее пожать плечами или покрутить пальцем у виска, на «Новом Человеке-пауке: Высокое напряжение» будет заметно больше.
Вердикт — второй Новый Человек-паук, опять разбалансированный и не слаженный, но в этот раз по-другому, чем первый