>
>
>
Правила режиссера: Николай Коляда

Правила режиссера: Николай Коляда

30.04.2014
1

Николай КолядаЗнаменитый режиссер, драматург и театральный педагог Николай Коляда — создатель самого популярного частного театра в России, персона культовая и для кого-то даже символическая; так, например, в только-только вышедшем «Ёбурге» Алексей Иванов характеризует его как человека, воплощающего уральскую идентичность, «индустриальную систему ценностей». Его оригинальная, самобытная творческая манера давно уже стала притчей во языцех, а лексикон театральных критиков обогатился выражением «ну, это как у Коляды». А как у Коляды?

  • Театр — это живое; он о человеке, он для человека, он из человека. У меня миллион блокнотов, куда я все время что-то записываю — всякие разные впечатления, мысли, наблюдения, которые пригодятся для спектаклей. Не все режиссеры считают так же, но — кому-то нравятся блины, а кому-то — попова дочка.
  • Никогда не нужно, лежа на диване, заранее сочинять спектакль. Все рождается на репетиции вместе с актерами, в каком-то баловстве. Это как включить шланг, который у тебя из башки ведет прямиком к небу, и в этот шланг посыплется много полезных идей.
  • Главное — это приходить на репетицию отдохнувшим и выспавшимся. Если ты устал и раздражен, то легко начинаешь злиться на артистов. Они сразу же зажимаются, прячутся как улитки в раковину; уже нет свободы, ощущения радости, детства, а без этого ничего не толкового не выйдет.
  • Я приучил актеров к тому, что они на репетиции должны быть свободны, раскрепощены. Они дурачатся, а я выбираю из этого то, что можно взять в постановку. Но мне не нравится, когда артисты начинают режиссировать: он пойдет туда, а вот этот сделает то.... Придуривайтесь, ради бога, но командовать здесь буду только я. Потихоньку.
  • Раньше, в пору работы в обычной драме, я перед репетицией играл в шпиона. Покупал много хлеба, колбасы, сок, ещё что-то, и говорил артистам: а давайте сначала поедим? Мы жрали, разговаривали о чем-то, и только потом принимались за работу. Важно «растопить» труппу, показать, что нет никакой вражды. Некоторые приглашенные режиссеры с первой репетиции начинают орать на актеров, унижать их, чего-то требовать, и никаких доверительных отношений не возникает. А что орать-то, если не получается?
  • У меня в театре за кулисами все отключают телефоны и говорят шепотом, словно происходит что-то святое. Раньше, когда кто-то за кулисами громко разговаривал, я забегал туда и орал: «Заткнись!» Или, если кто-то сидел в фейсбуке в то время, когда на сцене идет репетиция, я брал телефон и бросал его в стенку. Потом мне сказали: спасибо, что ты научил нас в театре жить за кулисами. И это прекрасно, потому что так создаются спектакли, так создается атмосфера. Все только шепотом.
  • Если что-то не получается, не надо на этом замыкаться. Потом как-то организуется. Потом, когда получится, я обычно говорю: «Просто я должен был осознать свою гениальность». Все ржут. Но когда что-то получилось, нашлось, тоже надо сделать паузу. Пусть артисты походят, подумают — а что это он так хвалит, Коляда?
  • Если что-то не идет — закончим репетицию раньше. У меня частный театр, я могу начать репетицию в 11 утра, закончить в 5 вечера. Или вообще уложиться в полчаса. Не надо напрягаться. Свободнее.
  • Я часто пишу собственные инсценировки, поскольку это внутренняя потребность. Потребность не платить деньги другому автору. Экономь в большом и малом — принцип советского государства. А я — советский человек.
  • Создатель спектакля всегда прав, но у него в башке тоже должна быть какая-то цензура. Стоп, дальше не ходи — дальше гибель, смерть. Было и такое, когда я подбирался к этой грани. Тогда я говорю: нет, этого не будет, это пошло. Нет, этого не будет, это подло. Прежде всего — чувство меры.
  • Я столовую еду всегда доедаю. Уже не лезет, а надо, нельзя выкидывать. Не понимаю людей, которые поковырялись и отставили. Так же и со спектаклями.
  • Всё делается по любви.

Беседовал Евгений Мельников,
фото: ЖЖ Николая Коляды 

Гастроли «Коляда-театра»: курица с ароматом Шанели
Гастроли Коляда-театра: «Маскарад» в духе бурлеска
Гастроли Коляда-театра: раблезианский «Борис Годунов»

Рекомендуем почитать