Вот и подарочек на День святого Валентина — экранизация мирового бестселлера про, гм, любовь «Пятьдесят оттенков серого», разошедшегося по миру тиражом в полсотни миллионов копий. Всем, кто не входит в число счастливых обладателей или читателей первоисточника, могу только украдкой пожать руку — даже и не знаю, стоит ли вам вообще соваться на этот праздник жизни.
Режиссер — Сэм Тейлор-Джонсон
В ролях: Дакота Джонсон, Джейми Дорнан, Дженнифер Эль, Марша Гей-Харден, Элоиз Мамфорд, Люк Граймс
Продолжительность — 125 мин.
Бывшая английская журналистка Эрика Джеймс взорвала литературный мир «Пятьюдесятью оттенками серого» четыре года назад. Нехитрая вроде бы история о встрече невинной студентки и загадочного молодого миллиардера с тайной страстью внезапно для всех — особенно для литературных критиков — стала бить все рекорды продаж. (Британский Amazon, к примеру, продал больше копий первого романа трилогии — да, ребята, это уже трилогия, простите, если можете — чем всех выпусков «Гарри Поттера» в сумме). С книгой ознакомиться не довелось, но вот после фильма феноменальный успех этой истории наводит на грустные размышления — в первую очередь о том, насколько же должны быть изголодавшимися по хоть какой-то романтике люди, готовые миллионами сметать с прилавков подобные штуки.
В том виде, в каком мы видим эту историю на экране, в основе «Оттенков» будто бы лежат даже не усреднённые представления всех женщин Земли о максимально очищенной от всех лишних деталей романтической истории про роковую встречу простачки с богачом (считать так было бы оскорблением для всех женщин Земли), а чьи-то представления об этих представлениях. Причём не живой полнокровной женщины, каковой Э.Л. Джеймс, отчаянно надеюсь, по-прежнему счастливо является, а кого-то, чьи, трижды извините, представления о женщинах и романтике сформированы исключительно женскими журналами из тех, что максимально потакают стереотипам.
Здесь встречаются не герои даже, а такие концепты героев. Вот студентка литературного, чистая невинная душа, которая ни разу за фильм ничего не пишет, и снимает после выпуска квартиру, по всей видимости, на полностью отсутствующие доходы от полностью отсутствующих занятий, отличных от встреч с Ним. Вот загадочный миллиардер, рельефный красавчик и владелец бизнес-империи неопределённого функционала, ни разу за фильм не занимающийся никаким бизнесом — однажды произносится слово «телекоммуникации» и имеется короткая сцена переговоров максимально абстрактного свойства: «Передайте им, что это неприемлемо!»
Можно, конечно, сказать, что для любовной истории занятия героев не так уж важны — но важны характеры, которые здесь практически полностью исчерпываются скупым набором характеристик. Про неё, помимо того, что она студентка, мы знаем, что она любит литературную классику и выросла с мамой, которая постоянно меняла мужей. У него — властная приёмная мать, от которой он прячется, и травмы детства. Всё. К чёрту подробности, давайте скорей перейдём к сексу — и вот он кусает её за губу и связывает руки галстуком. Ах, ну да — кусочек льда во рту по-прежнему незаменим со времён «9 ½ недель».
Дакота Джонсон незабываемо умеет делать счастливо-глупое лицо и хихикать, а Джейми Дорнан бесподобно хмурится и делает властные жесты — но фильм в основном предлагает первой непонимающе приоткрывать рот, а второму рельефно позировать в дизайнерских интерьерах. Режиссёр Тейлор-Джонсон (супруга актёра Аарона Тейлора-Джонсона, взявшего в её честь двойную фамилию) стоически пытается наводить лоск и атмосферу на предложенные книгой ситуации, но получается в основном что-то вроде полнометражной рекламы часов с заплывами в лёгкую эротику — за вычетом разве что по-настоящему крепкой и изобретательно оформленной сцены с переговорами по контракту.
Нет, от «Пятидесяти оттенков серого» вполне можно испытать несколько видов слегка бредового удовольствия — ни один из которых, правда, не будет иметь ничего общего с настоящим удовольствием от настоящего кино. Можно развлекаться предсказыванием ситуаций фильма, которые примерно за километр насквозь прозрачны до уровня конкретных реплик — что, впрочем, наскучивает минуте к сороковой. Можно счастливо прислушиваться к тому, как полный зал студенток смущенно хихикает или томно вздыхает во всех нужных местах, и немножко завидовать их чувственному единению. Можно фантазировать о том, каким добросердечным хохотом мог бы встретить Ларс фон Триер сцену с финальным высвобождением драматически охраняемого тёмного секрета мистера Грея. Ну, или на крайний случай размышлять о том, не так ли должно было выглядеть то самое анекдотическое женское порно, в финале которого все счастливо переженятся — здесь, впрочем, это произойдёт только в финале трилогии. Извините, если для кого-то это спойлер.
А лучше всего, наверное, твёрдо решить в самом начале, что «Пятьдесят оттенков серого» — это стопроцентно праздник с чужой улицы, и не беспокоить ни себя его ненужным посещением, ни её обитателей своим ненужным ворчанием. Полезней будет всем заинтересованным.
Вердикт — максимально размытая романтическая история с запретным сексом