Главная
>
Статьи
>
Культура
>
Музыка: Лучшие альбомы мая

Музыка: Лучшие альбомы мая

11.06.2015
31

Faith No More «Sol Invictus»

«Back from the dead», проникновенно тянет вокалист Майк Паттон в финале этой пластинки, «Welcome home, my friend». Этот иронический привет адресован самим себе — Faith No More, герои альтернативных 90-х, грохнувшие в самом начале десятилетия хитовой пластинкой «The Real Thing» и затем становившиеся всё страньше и страньше, вернулись из небытия.

Их не было семнадцать лет — они разбежались в 1998-м, как раз тогда, когда мир начал потихоньку догонять их неортодоксальные взгляды на музицирование. Буквально за углом расцвёл и оформился ню-металл, воплотившийся в турне Family Values и печально известном «Вудстоке» 99-го, ещё через пару лет второй альбом System of a Down взлетел сразу на первое место американского чарта, а чуточку позже народилось и целое поколение борзых и голодных тяжелых групп, принявших свойственную FNM стилистическую эквилибристику за норму и отправную точку. Неудивительно, в общем, что, превратившись со временем из непонятых эксцентриков с одним хитовым альбомом за пазухой в основополагающих ветеранов, группа решила вернуться — сначала с ностальгическими концертами со старым материалом, как шесть лет назад, а потом и с новым альбомом «Sol Invictus».

Пластинку FNM писали и выпускали собственными силами, безо всякого давления со стороны лейблов, и теперь уверяют, что получилось ровно то, чего они сами хотели. А хотели они вот чего — наиграть ядовитого извилистого рока, в равной степени интересующегося металлическим гитарным хрустом и пустынной атмосферой винтажного Эннио Морриконе, чтобы его затем бесстыдно взбил своими пышными клавишными Родди Боттум, а Майк Паттон, плотоядно урча, уволок в зубах в свою голлумовскую пещеру эха и тысячи голосов. Синглы с издевательски рифмующимися названиями «Superhero» и «Motherfucker» одновременно сочатся агрессией и дают эпичности, «Separation Anxiety» бьёт нервным электричеством на манер другой паттоновской группы Tomahawk, на внезапную акустическую гитару в «Black Friday» собираются зомби, а в эпицентре альбома гнездится оскаленный номер «Cone of Shame», в котором все намерения обновлённых FNM сходятся с особой свирепой точностью.

Все фирменные элементы саунда группы, то есть, вроде на месте — шум и ярость, клавиши и причуды, людоедский юмор и издевательский рэп.

Но эта идея — говорить «всё на месте» про группу, всегда бравшую в первую очередь своей взрывной непредсказуемостью — во вселенной Faith No More, во-первых, новая, а во-вторых, не очень-то крутая. На «Sol Invictus» начинаешь потихоньку подозревать, что непредсказуемость FNM держалась в первую очередь на паттоновском наборе трюков — который все эти восемнадцать лет не то чтобы пылился на полке, а очень даже активно использовался и так, и сяк в рамках прочих его многочисленных проектов. Иначе говоря, «Sol Invictus» — не то чтобы совсем плохой альбом, просто чуточку слишком привычный; что для группы, которая всю жизнь могла гордиться тем, что она какая угодно, но только не привычная, немного, мнэээ, выразимся так, печально.

Faith No More - Superhero [Pro Shot] (Live at The Wiltern Theatre April 2015)

Видео: youtube.com

Фёдоров и Крузенштерн «Взрыв цветов»

Это от «Аукцыона» положено ждать пластинок по пятилетке, а сольно Леонид Фёдоров щёлкает новые альбомы, как орешки — вот только прошлой осенью скорешился впервые с израильскими авант-трикстерами «Крузенштерн и пароход», а вот уже готова вторая пластинка.

«Взрыв цветов», впрочем — история подчёркнуто иная, нежели «Быть везде»: абсолютно всё на этом альбоме сыграно и спето Фёдоровым вдвоём с лидером «Крузенштерна» Игорем Крутоголовым, без попытки замаскировать благородный минимализм мероприятия. «Взрыв цветов» — в первую очередь альбом для баса и гитары; тут, конечно, есть и клавишные, и всевозможные шумы, и поющая пила (давняя любовь Крутоголова), и какие-то радиопомехи, но в основном это пластинка про то, как два инструмента и два человека с неортодоксальными взглядами на звукоизвлечение рикошетят друг об друга.

Если «Быть везде» хотя бы номинально возвращало Фёдорова в лоно расторможенной гитарной рок-музыки с песнями, то «Взрыв цветов» снова копает в более авангардную сторону — хотя тут есть и лирически расстилающийся шедевр «Пан», и разгульный номер «Послушать цыган», в основном это резкая, угловатая, шумная пластинка, на которой рокот крутоголовского баса и нервная фёдоровская гитара вьют друг вокруг друга огненные спирали в тревожной пустоте.

Леня Федоров и "Крузенштерн" - На дне травы

Видео: youtube.com

Самое большое простое число «Здесь и всегда»

Первому своему альбому с тех пор, как они (совсем как в собственной песне) остались вдвоём, Кирилл Иванов и Илья Барамия дали извилистое название «Я думаю, для этого не придумали слово» — зато второй вышел под чётким и ясным заголовком «Здесь и всегда». Разница понятна — группа, только искавшая своё звучание и идентичность, теперь решила, что их нашла.

Впрочем, если на «Здесь и всегда» «СБПЧ» и правда что-то такое важное поняли о своём нынешнем modus operandi, то это понимание можно было бы обозначить, как «возможно всё». «Здесь и всегда» — дискотека про любовь, грув и всё важное на свете; «Мы вышли из дома за чудесами», сообщает с плохо скрываемой радостью Кирилл Иванов, и, судя по тому, какими экстатическими и радужными красками переливается порой новый альбом, они с Барамией их нашли.

«СБПЧ» здесь (и, ха-ха, всегда) будто бы прыгают во все стороны одновременно — ритмы, с одной стороны, становятся бодрее и настойчивее, а тексты, с другой, мудрее и грустнее, но в то же время и зубоскальнее тоже; словно с возрастом к ним одновременно пришло понимание того, что нет ничего страшного в весёлом дуракавалянии и дурацких скачках. Самый размашистый номер свежей пластинки носит название «Вечный взрыв», и это, помимо прочего, про сам альбом «Здесь и всегда» тоже — может, и не вечный, а всего на каких-то пятьдесят минут, но всё-таки взрыв, цвета (привет Леониду и Игорю из рецензии выше), добра и любви.

Самое Большое Простое Число - Вселенная [live] 25 апреля 2015 Powerhouse, Moscow

Видео: youtube.com

Hot Chip «Why Make Sense?»

Зачем иметь смысл (да, по-английски смысл не имеют, а make, делают) — таким весёлым вопросом задаётся в заголовке своей шестой пластинки хорошая английская группа Hot Chip, надёжные поставщики умненьких танцевальных нежностей под синтезаторы и вокодеры.

Основной приём на вооружении Hot Chip обманчиво простой — скрестить эйфорическое синтетическое диско с меланхоличными, будто слегка заспанными мелодиями; этой простоты, впрочем, хватает вот уже на третью пластинку (первые три были чуть более заполошными) замечательных плясовых, одновременно упругих и по-человечески уязвимых, будто Hot Chip пляшут где-то в районе четырёх утра с горделиво сдерживаемыми слезами на глазах.

Главное в их фирменном номере, впрочем — это баланс; свои трепетные эмоции они намечают таким отчётливым, но в то же время ненавязчивым пунктиром, так, что они не перетягивают на себя внимание целиком, но в то же время изящно оттеняют танцевальные ритмы. Получается такая дискотека не в бездушном гигантском клубе, а дома у кого-то очень хорошего — и поплясать от души, и поговорить по душам.

Hot Chip - Need You Now (Official Video)

Hiatus Kayiote «Choose Your Weapon»

За этим головоломным названием, которое толком непонятно, как произносить, скрывается квартет из Мельбурна. И на своей второй пластинке Hiatus Kayiote выбирают в качестве оружия калейдоскопический модерновый соул, у которого как будто ежесекундно голова идёт кругом от собственной удали.

Если бы Эрика Баду скорешилась со Squarepusher и решила записать с ним совместный альбом — и если бы в пути эти двое решили хотя бы попробовать помнить о том, что музыку делают для людей, а не для воплощения всех собственных фантазий, которые приходят в голову, возможно, получилось бы что-нибудь отдалённо похожее на альбом «Choose Your Weapon».

Здесь проникновенные соул-песни втискиваются в гуттаперчевые джаз-фанковые аранжировки, здесь ретро-футуристические клавишные ходят за ручку с восьмибитными компьютерными эффектами, здесь у барабанщика явно должно быть больше рук, чем у обычного человека — и этакий взрыв цвета (да что ты будешь делать) тут происходит практически в каждой из восемнадцати (восемнадцати!) вещей. «Choose Your Weapon» непросто осилить и осмыслить за один присест, но в этом и диковатая прелесть этой ультра-насыщенной и красочной пластинки — идеи тут лезут практически изо всех щелей, и не успевать за бегущими все семьдесят минут вприпрыжку Hiatus Kayiote довольно здорово.

Hiatus Kaiyote - Shaolin Monk Motherfunk

Рекомендуем почитать