Формально сценарист и режиссёр «Стрингера» Дэн Гилрой — дебютант в полном метре, но в целом в кино он далеко не новичок. Брат Тони Гилроя, сценариста «Борнов», успешно переквалифицировавшегося во вполне интересного постановщика, и Джона Гилроя, монтажёра с двумя декадами опыта за душой, работавшего в том числе и с братом Тони, и с Джо Карнаханом, и с Гильермо дель Торо, Дэн был и продюсером, и сценаристом (в его активе — «Запределье» Тарсема Сингха и «Эволюция Борна» на паях с Тони). «Стрингер» уверенно сигнализирует — за годы практики во втором эшелоне шоу-бизнеса в ещё одном Гилрое вызрел уверенный, умный и амбициозный автор, который не только умеет рассказывать нервные истории со злых улиц ночного города так, что пульс начинает стучать в висках, но и хочет поговорить о важном.
Режиссёр: Дэн Гилрой
В ролях: Джейк Джилленхол, Рене Руссо, Риз Ахмед, Билл Пэкстон, Энн Кьюсак
Продолжительность — 118 мин.
Титульный стрингер — это главный герой фильма, Лу Блум, человек без определенных занятий, но с большими амбициями. Случайно остановившись как-то ночью посмотреть на аварию, он видит, как из подъехавшего фургона выскакивает мужчина с камерой и начинает снимать происходящее. На продаже кадров ночных происшествий жадным до горячего рейтингового материала местным телестанциям можно неплохо зарабатывать, смекает Лу — и вот он уже сидит в своей колымаге со стареньким камкодером и штудирует коды полицейских переговоров.
«Я заблудился» — первые слова, которые говорит на экране Блум в довольно титаническом исполнении Джилленхола, и Гилрой, отхвативший за свой сценарий номинацию на «Оскар», конечно же, имеет в виду метафорический уровень. Как и собственный центральный персонаж, «Стрингер» — создание довольно сложное, мрачно-сатирический репортаж с тёмной стороны улицы, исполненный с нервной заразительной энергией ночного нуара, людоедская комедия нравов, на которой смех застревает в горле. Готовый бесцеремонно соваться своей камерой в самые свежие раны ночного города, Лу Блум — воплощение чистой незамутнённой амбициозности, счастливо лишённой всяческих ограничений в виде сочувствия близкому, морально-этического кодекса и прочего сентиментального вздора.
С помощью такого персонажа «Стрингер» благополучно въезжает в разговор на несколько больших тем сразу. Тут и о мире постоянного наблюдения, в котором ничья боль не застрахована от вторжения смотрящего и транслирующего, и о жадности охочих до кровавых сенсаций масс-медиа, и о готовности идти к успеху по головам, и о самой капиталистической идеологии непременного успеха, которая может давать особенно ужасные всходы, если попадёт на определённую внутреннюю почву.
Лу Блум с его постоянными монологами, почерпнутыми из мотивационных выступлений, с одной стороны, смешон и нелеп, но ровно до того момента, в котором ты понимаешь, насколько далеко готов зайти этот улыбающийся и моментально всё схватывающий монстр — как, скажем, в блистательной и абсолютно леденящей сцене обеда со своей партнёршей-продюсером, которая покупает у него материал (не менее замечательное выступление Рене Руссо, кстати, супруги режиссёра).
«Стрингер» завораживает и отталкивает одновременно, и эта реакция невозможности оторвать взгляд как будто бы против собственной воли — безусловно, то, чего и добивался в фильме Гилрой. Он, конечно, критикует, но всё же он и сам скорее заворожён Блумом, как удивительным ночным животным, чьи сомнительные и в чём-то отвратительные повадки — вовсе не повод перестать его изучать. «Стрингер» не даёт чётких ответов, но разговор заводит насыщенный и интересный. После него ужасно интересно, что ещё может сказать зазвучавший в этом фильме новый авторский голос.
Вердикт — насыщенный, энергичный и здорово устроенный городской триллер от автора, которому явно есть, что сказать