Foals «What Went Down»
На своей четвёртой пластинке английские инди-рокеры Foals поддают, в соответствии со своим названием, настоящей жеребячьей бодрости. Это стремительная, взбрыкивающая, норовистая пластинка — Foals втапливают педаль в пол с открывающего нервного заглавного трека, и топят до самого конца.
Эта вздорная и ершистая энергия Foals очень к лицу, но в то же время на «What Went Down» она немножечко превращается в самоцель — если, скажем, меняющийся рельеф пластинки «Total Life Forever» мог вынести нас то к более мелодично-попсовому заглавному треку, то к поднебесному эпосу «Spanish Sahara», то общая поджарая целеустремлённость «What Went Down» достигается за счёт жертвования индивидуальными моментами. Тут примерно как в поезде — летим вперёд с ветерком, колёса стучат бодро, а вагончики под нами возбуждающе вибрируют, но какие именно места и станции мы этак лихо пролетаем мимо, толком не разобрать. Ну — зато приедем быстро.
Natalie Imbruglia «Male»
Вы, возможно, не заметили, но Натали Имбрульи не было видно и слышно лет шесть — её последняя пластинка «Come to Life» прошла незамеченной более-менее всеми, и после этого певица немножко отдалилась от сцены и даже, по собственному признанию, перестала писать новые песни. «Male» — её робкое возвращение назад, сборник каверов на песни, написанные мужчинами, в диапазоне от Нила Янга, Кэта Стивенса и Тома Пети до The Cure, Death Cab for Cutie и Daft Punk.
Для Имбрульи всё это — не столько концептуальный проект в духе «Strange Little Girls» Тори Эймос, где певица пыталась нащупать что-то важное о мужском и женском в таком же переключении пола исполнителя; скорее, это такое добродушное караоке, сборник любимых песенок, исполнение которых вселяет в певицу уверенность и хорошее настроение.
Аранжировки здесь подчёркнуто несложные — нежная акустическая гитара, фортепиано, скромная ритм-секция; музыка словно старается подстроиться под шипучее, искрящееся обаяние Натали, и эта прозрачная незамысловатая честность действует очень бодряще.
Fear Factory «Genexus»
Для Fear Factory пошла пора горячих дат. Предыдущий альбом последней инкарнации группы, в которой вокалист Бёртон Бэлл вновь объединился с блудным гитаристом Дино Казаресом, пришёлся на 20-летний юбилей их дебютной пластинки «Soul of a New Machine». Следующий — на такой же праздник для их знаковой пластинки «Demanufacture» (в честь её юбилея группа как раз катается с праздничной программой, где шпарит «Demanufacture» целиком).
Новый альбом «Genexus» среди этих юбилеев как-то теряется, да и Fear Factory не особо стараются сфокусировать наше внимание именно на нём — говоря совсем грубо, на «Genexus» не найти ни одной идеи, уже не обкатанной группой на том же «Demanufacture». Индустриальный гитарный грохот, смертоносная чёткость барабанов, завывающие клавишные, общий сюжет о столкновении человека и машины, будто бы подсмотренный в первом «Терминаторе» — всё это уже было на пластинках Fear Factory, и было мощнее, точнее и умнее. Всегда смотревшие в будущее, Fear Factory внезапно оказались заложниками собственной крутости — придуманное ими будущее давно наступило, но как-то так, что в нём они вместо праведно-яростных пророков оказались людьми, исполняющими ностальгическую программу двадцатилетней давности. Бывает, видимо, и так.
Chelsea Wolfe «Abyss»
Готическая принцесса американского инди-рока, Челси Вулф и на прежних своих потусторонних пластинках периодически заигрывала с тяжестью, как с атмосферной, так и звуковой. На «Abyss» же (подходящее название, бездна) она, при посильной помощи влившегося в её коллектив Майка Салливана, гитариста неплохой пост-металлической группы Russian Circles, ухает в неё с головой.
Причём понятие тяжести у Челси на самом деле довольно здоровское — она её рассматривает не как набор гитарный риффов или партий, а как такой основополагающий материал, эссенцию всего; музыка на пластинке «Abyss» в результате, которая звучит, как неожиданное перекрестье Пи Джей Харви и группы Neurosis, словно бы сделана из самой земли.
В комплекте с небесно-отстранённым голосом самой Вулф, в котором звенит такое замогильное отрешённое смирение, как у человека, который на все невозможные тревоги земной жизни смотрит с другой стороны с грустной усмешкой потусторонней мудрости, это даёт очень сильный эффект — «Abyss» оплетает и увлекает в свою безграничную звуковую и песенную бездну, но так, что не воспротивишься.
Dr. Dre «Compton: A Soundtrack»
Третий альбом Доктора Дре «Detox» шестнадцать лет ходил в статусе легендарного долгостроя большого рэпа, примерно как «Бесславные ублюдки» Тарантино когда-то — навеки запрятанная в архивах несложившаяся гениальная работа гения формы. Финал легенды, однако, был довольно неожиданным — шестнадцать лет спустя появился вдруг «Compton», совершенно новый альбом, сделанный буквально за несколько месяцев, на волне вдохновения от биографического фильма «Straight Outta Compton», посвященного становлению группы Доктора Дре N.W.A. Это головокружительная, калейдоскопическая пластинка, на которой Дре выступает не столько артистом, сколько таким антрепренёром, собирающим под своё крыло все лучшие силы, что есть в выбранном жанре.
В полутора десятках здешних треков отметились буквально все, кто хоть что-нибудь да значит в современном большом рэпе — от молодых гениальных выскочек вроде Кендрика Ламара, который выдаёт головокружительные выходы в «Genocide» и разъезжающимся одновременно в разные стороны центральном номере «Deep Water», до легенд вроде Эминема, Экзибита и Снупп Догга, отошедших на второй план некогда многообещающих чтецов вроде The Game и совсем ещё свежих ребят, о которых мы ещё непременно услышим (Justus, King Mez). Впрочем, главный на этом празднике — всё же сам Дре, который закручивает вокруг своих гостей густой карнавал психоделического звука, вытаскивает из них невероятные выступления (в нервно-роковой ударной вещице «One Shot, One Kill» даже Снупп Догг звучит наконец-то проснувшимся), сводит воедино фальшивые новостийные сводки, пульсирующие низы, сэмплы отовсюду, от звенящего фанка до турецких плясовых, головокружительное многоголосие своих гостей и многое, многое другое.
«Compton» в результате разворачивается перед слушателем примерно как первостатейное кино какого-нибудь Спайка Ли, столько в нём колоритных деталей — и, в общем, не будет преувеличением сравнить Доктора Дре с режиссёром, который точно так же собирает на кучу огромное количество по-разному талантливых людей и потом выстраивает при их посильной помощи красочный и колоритный рассказ о том, о чём хочет поговорить он сам.
Что тут сказать — было бы круто, если бы следующую серию не пришлось ждать ещё шестнадцать лет.
Дом моделей «МиГ-25»
Красноярцам из трио «Дом моделей» пару лет назад посчастливилось отхватить немало авансов от федеральной прессы, следящей за современным культурным процессом — на что они ответили стоическим двухлетним молчанием. «МиГ-25» — первый мини-альбом земляков с 2013 года, и на нём всё более-менее как раньше; «Дом моделей» играют гулкий пост-панк с «гуляющей» The Cure’овской гитарой и раскатистым басом, правильно-отстранённый, слегка загадочный, с текстами про дальние отели и заброшенные метеостанции.
К выбранному ими жанру «Дом моделей» не то чтобы добавляют массу нового и необычного, но в привычные жанровые рамки вписываются с грациозной лёгкостью. Другое дело, что пятнадцатиминутный коротенький EP — это опять не серьёзный разговор, а скорее авансы на вырост и всё такое; нет никаких поводов думать, что после этого лёгкого всплеска хвостом «Дом моделей» опять не уйдут на пару лет на самую глубину. Посмотрим.