Занятная эволюция — от размышления к констатации, от осторожной попытки заглянуть за потусторонний угол в неведомое до уверенной трансляции положения дел из сердца тьмы. «Багровый пик» — действительно в некотором смысле подведение итогов, кульминация всего того, на чём Гильермо дель Торо выстроил свою довольно необычную карьеру, символическое возвращение к своим воображаемым корням в качестве не нащупывающего дорогу новичка, но мэтра, приложившего руку к начертанию карты.
Режиссёр: Гильермо дель Торо
В ролях: Мия Васиковска, Том Хиддлстон, Джессика Честейн, Чарли Ханнем, Джим Бивер, Бёрн Горман, Лесли Хоуп
Продолжительность — 116 мин.
Всегда числивший себя большим поклонником готической литературы и не упускавший момента обильно расписаться в глубочайшем к ней уважении в собственных работах, в «Пике» дель Торо пробует сочинить собственный готический роман — со всеми вытекающими, как сюжетно, так и тематически. Зловещий особняк, страшные семейные тайны, нестерпимое романтическое томление, бездны подавляемых эмоций; скрипучие коридоры, трепет пламени свечи, шорох бесконечных платьев; вторжение нового рационального и индустриального времени в старый свет с его суевериями и наследственной историей.
«Призрак — это метафора», — терпеливо объясняет героиня, начинающая писательница, мечтающая опубликовать свой первый роман, потенциальному издателю — и в этом месте невозможно сдержать улыбку в адрес того, как дель Торо вместе с соавтором Мэтью Роббинсом, сочинявшим вместе с режиссёром ещё «Мутантов» про гигантских тараканов в нью-йоркском метро, шаловливо расписываются в собственных манипуляциях.
«Багровый пик» — одновременно и горячечный, слегка гипертрофированный памятник готическому роману, и сеанс его саморазоблачения.
Здесь всё сбацано с несколько оперным размахом — поражающие воображение барочные декорации дома, специально для съёмок отстроенного целиком, невероятно насыщенные цвета, едва не стекающие с экрана разноцветной патокой, кадры, периодически просящиеся на холст, яростные романтические переживания, полыхающий закадровый оркестр. Но в то же время за фасадом этаких отчаянных страстей всё время обнаруживаются достаточно приземлённые мотивы. Точно так же, как титульный пик обязан своим названием вовсе не той субстанции, о которой подумаешь в первую очередь, потусторонняя драма оборачивается историей про вещи вполне человеческие — порочность, алчность, страсть.
Помещая свою романтическую героиню в этакую горячечную историю, дель Торо и Роббинс ведут её сквозь неё, как заправские мудрые сказочники. Ответы, то есть, даже в гипертрофированном готическом романе с практической изнанкой всё те же — любознательность, честность, смелость, сила воли, верность себе, собственным чувствам и собственным принципам. По мнению дель Торо, эти добродетели много значат не только в этом, но и в соседнем, потустороннем мире — мотив, который он, кстати, исследует уже не первый раз.
И это возвращение домой, которое происходит у режиссёра в «Багровом пике» — одновременно и триумф, и проклятие дель Торо. Да, пожалуй, можно сказать, что к такому фильму автор шёл всю свою жизнь — что будет означать и то, что многое из происходящего здесь он уже пробовал показать и сказать раньше. «Багровый пик», пожалуй, стоит счесть идеальным фильмом для знакомства с творчеством Гильермо дель Торо — так не будет видно, что автор, красиво и обильно расписываясь в бесконечной признательности любимому жанру, пересказывает в том числе сам себя, на уровне не только больших магистральных мотивов, но и множества мелких деталей. Впрочем, за торжественным подведением итогов обычно следует новая глава — будем надеяться, что и в истории режиссёра Гильермо дель Торо, сказочника и фантазёра, всё будет складываться так же.
Вердикт — красочная и многослойно придуманная готическая фантазия, идеальный фильм Гильермо дель Торо для тех, кто не видел ни одного фильма Гильермо дель Торо