Про «Квартет И» как-то привычно думать, что они что-то вроде белой кости современного российского комического мэйнстрима — у них обычно получается как минимум чуточку лучше, тоньше и смешнее, чем в среднем по палате.
Режиссёры: Дмитрий Дьяченко, Максим Свешников
В ролях: Елена Яковлева, Фёдор Добронравов, Александр Паль, Ян Цапник, Леонид Барац, Камиль Ларин, Александр Демьянов, Ростислав Хаит, Олеся Железняк, Тимофей Трибунцев, Роман Мадянов, Алексей Кузнецов
Продолжительность — 85 мин.
Впрочем, именно что «обычно», но никак не постоянно — вспомнить хотя бы многострадальный сиквел «О чём ещё говорят мужчины». Со «Страной чудес», кажется, история примерно такая же — когда у мужчин из квартета суровая необходимость встаёт впереди собственного вдохновения (в смысле, когда кино надобно написать не по зову души, но по приказу бухгалтерии), пишется им в таком случае как-то очень непросто.
В «Стране», согласно «ёлочному» принципу, с разными обычными людьми из разных городов страны случаются разные комические предпразничные загогулины. Молодому полицейскому с беременной женой надо успеть до вечера завезти деньги доктору в больницу. Молодая пара знакомит между собой своих родителей, с катастрофическими последствиями. Водитель пожарной машины, приехавший на «Поле чудес», никак не может договориться с женой, что делать, если выпадет сектор «Приз». На аэродроме где-то под Москвой застряли из-за предновогоднего бурана артист, опаздывающий на корпоратив, аудитор, влюбленный торговец фруктами и пьяный мужик. К деревенскому пьянице заявляются инопланетяне и просят подтолкнуть завязшую в сугробе летающую тарелку.
«Где-то под Москвой» — очень типичный для «Страны чудес» момент; в отличие от тех же «Ёлок», всегда чётко прописывавших и географию своих историй, и связи персонажей в разных уголках страны между собой, здесь всё дано очень приблизительно, в общем. Настолько, что толком непонятно не только где всё это происходит, но и когда — вроде всё крутится более-менее вокруг Нового года, но в некоторых историях действие умещается в один вечер, а в некоторых растягивается на несколько дней, и которые именно дни, толком не разобрать.
Понятно, что эта условность — условность анекдота, истории из серии «А вот ещё случай был с одним мужиком»; но в то же время она лишает местный юмор всякой почвы, делает пространство фильма безвоздушным, ненастоящим.
Вот, к примеру, история про знакомство с родителями: мальчик и девочка приводят своих родителей в дорогущий ресторан, но при этом для родителей с обеих сторон такой ресторан — совсем не норма. Понятно, что юмор тут построен на конфликте более простых людей с более сложным классом обслуживания, но в то же время почему дети именно таких людей тащат своих родителей именно в такой ресторан, фильм никак не объясняет, предлагает принимать как данность — и это рушит всю конструкцию.
Такое в «Стране чудес» — в каждой истории. Ещё один показательный для фильма образ — полиция долго решает, что делать с героями одной из новелл, мол, остановлены в угнанной машине, пьяные, но за рулём-то никто из них не сидел. У авторов получаются сюжеты не про людей, их решения, поступки и их последствия, а про стечения обстоятельств.
Практически никто из героев тут ничего не преодолевает и не решает — с ними просто случается что-то, а потом случается что-то ещё, что отменяет или модифицирует предыдущее.
О чём в таких условиях хочет рассказать нам фильм «Страна чудес», не очень понятно. Что с разными людьми, бывает, случается всякое? Таким уровнем познания мира, думается, можно похвастаться уже к вступлению в среднюю школу.
Наверное, на все эти обнуляющие всякое содержание условности можно было бы закрыть глаза, хотя бы на те неполные полтора часа, что «Страна чудес» идёт, если бы на ней было смешно или очень смешно — но нет, новогодние анекдоты у «Квартета И» выходят довольно вымученные и скучные, как выступление ведущего, у которого все эти новогодние шуточки в очередном однотипном сценарии уже который год сидят глубоко в печёнках.
В общем, когда в следующий раз кто-нибудь захочет ругаться на любые из бекмамбетовских «Ёлок», без разницы, за что именно — стоит предварительно вспомнить о том, что можно всё то же самое делать и так, как в «Стране чудес», и придержать возмущения.
Вердикт — натужное новогоднее выступление со сборником анекдотов — несмешных и не особо интересных