Главная
>
Статьи
>
Культура
>
Любимые фильмы 2015 года

Любимые фильмы 2015 года

18+ запрещено для детей
02.01.2016
37

Фильмы в российском прокате

Дикие истории

Аргентинский альманах неплохо прозвучал в начале года в России благодаря тому, что сошёлся в битве за «Оскар» за лучший фильм на иностранном языке с «Левиафаном» Звягинцева. Оба уступили польской «Иде», да и ладно — «Истории» и безо всякого приза заслуживают самого пристального внимания. В нескольких историях из жизни обычных аргентинских горожан режиссёр и сценарист Дамиан Сифрон смело ходил по канату от гомерически-смешного до беспросветно-трагического и обратно и демонстрировал страстную готовность не только поговорить о язвах современного аргентинского общества, но даже и предложить соотечественникам подходящий выход.

Книга жизни

Красочный мультфильм из Мексики оказался чрезвычайно насыщенным психоделическим карнавалом, в котором герои запросто ходили в загробный мир и обратно, таким образом, что это не было ни центральным смыслом истории, ни её кульминацией. Заручившись продюсерской поддержкой земляка Гильермо дель Торо, мультипликатор Хорхе Гутьерес выкатил всему миру по мексикански страстное и пикантное признание в любви собственной стране и её фольклору.

Книга жизни | Официальный трейлер | HD

Видео: youtube.com

Барашек Шон

Ещё один мультфильм, на этот раз из Англии — полнометражный довесок к прекрасному сериалу о сообразительном барашке с фермы, сделанном на прекрасной студии «Аардман», специализирующейся на пластилиновой анимации. Шон дебютировал в качестве второстепенного героя в короткометражке про Уоллеса и Громита, потом был повышен до собственного сериала имени себя, а теперь уверенно вышел и на большой экран — надеемся, не в последний раз.

Битва за Севастополь

Лучшим отечественным фильмом года оказалось кино, сделанное совместно с Украиной — очень хотелось бы, чтобы у этого события оказалось и символическое значение. Военная драма о судьбе реальной советской снайперши Людмилы Павлюченко, положившей за Великую Отечественную самое большое число немцев, отказалась легко попадаться в ловушку ура-патриотизма и оказалась антивоенным кино высшей пробы, горьким и драматическим размышлением о судьбе человека на войне, а также допустимом и недопустимом. В непростой главной роли замечательно выступила Юлия Пересильд.

Оно

Приятно всё же подводить итоги прокатного года, когда первый американский фильм встречается в итоговой десятке только на пятом месте. «Оно» — прекрасная вторая картина молодого режиссёра Дэвида Роберта Митчелла, то ли самый грустный романтический хоррор на свете, то ли самая страшная любовная драма, а, скорее всего, и то, и другое одновременно. Митчелл, формально берясь за ужастик про подростков, историю вроде бы исхоженную вдоль и поперёк, берёт неожиданно меланхоличную интонацию и затем умудряется в рамках подобной истории попасть во множество очень чувствительных точек и задать серию довольно неудобных вопросов.

It Follows Official UK Trailer #1 (2015)

Видео: youtube.com

Безумный Макс: Дорога ярости

Самый крутой боевик года оказался сделан 70-летним австралийцем. Джордж Миллер вернулся во вселенную «Безумного Макса» тридцать лет спустя и выдал кино, полное какой-то совершенно не сегодняшней крутости. Так, как были сделаны автомобильные погони и трюки в «Максе», не делают сегодня — увы — нигде (а если вы знаете, что автор этих строк ошибается, пожалуй, ПОЖАЛУЙСТА, направьте его в сторону ту сторону, где всё-таки делают!) — но здорово было также и то, что этим набором совершенно сногсшибательных трюков новый «Безумный Макс» совершенно не исчерпывался. Сказать, что у Миллера получилось совершенное кино, конечно, нельзя, но и чёрт с ним — такие вот фильмы, яростные, страстные, совершенно очевидно сделанные человеком, который всей душой болеет за каждую секунду того, что творится на экране, нам нужны, возможно, и больше фильмов выверенных и совершенных.

Головоломка

«Пиксар» лезет в голову к одиннадцатилетней девочке и находит там своё самое необычное кино, горько-сладкую историю о важности равновесия и невозможности вечного диктата радостно-положительного над грустно-отрицательным.

Материалы по теме
Мультфильм: «Хороший динозавр»
Хороший, хотя и немного прямолинейный «Пиксар»

К фильму, действие которого разворачивается внутри человеческой головы, студия подошла с фирменной серьёзностью (не забывайте, речь идёт о людях, которые, чтобы правильно нарисовать природу для мультфильма «Вверх», забрасывали своих аниматоров вертолётами на пару дней на недоступное пешком плато где-то в Южной Америке) — «Головоломка» выстроена согласно самым новейшим представлениям о том, что происходит у человека в сознании, так что её можно смотреть (и показывать другим) не только в качестве увлекательного приключения в необычном антураже, но и как своеобразное учебное пособие.

Стрингер

Беспощадный триллер с тёмной стороны улицы от Дэна Гилроя, сценариста, продюсера и брата Тони Гилроя, рассказывает об изнанке вечного стремления к успеху — и делает это со злой убедительной энергией экстренного репортажа с места катастрофы. Параллельно Джейк Джилленхол продолжает формировать одно из самых эффектных резюме для артиста своего поколения.

Песнь моря

Замечательный мультфильм ирландского таланта по имени Том Мур — начинавший с воодушевленных оммажей Хаяо Миядзаки, в новой своей работе Мур дорастает из прилежного ученика до равного собеседника, человека, умеющего выстраивать удивительно уютные волшебные миры.

Песнь моря - Трейлер (дублированный)

Видео: youtube.com

Костяной томагавк

Ещё один американский дебют, на этот раз в совершенно отличном от «Стрингера» ключе — сценарист, романист и металлист Крейг Цалер соединил вестерн с хоррором и получил кино довольно удивительное, одновременно человеческое и брутальное, элегическое и кровавое, смешное и страшное. Особенно приятно, что это дебют — здорово, что до сих пор может совершенно ниоткуда выпрыгнуть вдруг такой человек, как Цалер и сделать что-то неожиданное вроде «Томагавка», вещь, про которую никто и не думал, что нам её так не хватает ровно до тех самых пор, пока она у нас не появилась.

Фильмы домашнего кинотеатра

Любовь — странная штука

Трагикомическая история о том, как женитьба после 39 лет совместной жизни оказалась для двух весьма немолодых геев первым шагом к череде довольно нелепых и неприятных мытарств, раскручивается режиссёром Айрой Саксом с меланхолической неспешностью, а также честным и искренним желанием видеть в своей истории в первую очередь живых и не совсем идеальных людей, нежели участников фельетона или очерка на горячую тему.

Джон Литгоу и Альфред Молина, сыгравшие участников пары, каждый из которых по своему справляется со свалившимися на них неприятностями (не последнюю роль в которых играет и цена на недвижимость на Манхэттене), оба давно зарекомендовали себя сильными артистами, но здесь обоим свойственна какая-то подкупающая приземлённость, единственно верная в подобных разговорах честность. Это фильм не об ориентации и её последствиях, не об обществе и его отношению к чему-нибудь — он, как и вынесено в его заголовок, о любви. А такой разговор понятен каждому.

Люцина

На «Кинопоиске» этот фильм озаглавлен «Герцогом Бургундии» — да, дословный перевод будет такой, но на деле так называется по-английски бабочка Hamearis Lucina, она же «пеструшка лесная».

Материалы по теме
Топ кинопремьер 2016 года
Все лучшие фильмы планеты

Этот фильм, снятый англичанином Питером Стриклэндом, дебютировавшим замечательной картиной «Студия звукозаписи „Бербериан“», составляет интересную пару с предыдущей картиной — там было про любовь мужчин, а здесь про любовь женщин; и если фильм Сакса был выдержан в ключе подкупающей меланхоличной будничности, то Стрикленд, наоборот, уходит в рафинированную мечтательную условность. Герметичный, странный мир его героинь, снятый с фетишистским вниманием к антуражу и каждой причудливой детали, при ближайшем рассмотрении оказывается причудливым отражением Нью-Йорка из предыдущего фильма — в том смысле, что в нём точно так же рассматриваются те же самые проблемы любви, взаимозависимости, совместного житья и прочих романтически-будничных сложностей.

Самый жестокий год

Режиссёр Джей Си Чендор выбивает три из трёх — после разговорной драмы о финансовом кризисе и лаконичного фильма-катастрофы для одного человека он делает нервное и напряжённо тлеющее большое кино о том, как иногда бывает невозможно не пойти на сделку с совестью. Оскара Айзека сейчас весь мир полюбит за новые «Звездные войны», но его главная работа в этом году всё же здесь.

A Most Violent Year Official Trailer #1 (2014)

Видео: youtube.com

Кладбище блеска

Медитативная кинопоэма тайца Апитчатпона Верассетакуна, автора «Дядюшки Бунме, который помнит свои прошлые жизни», удостоенного каннской «Пальмовой ветви». В «Кладбище» путешествуют по мирам сна, встречаются с богинями в человеческой форме и совершают другие вроде бы фантастические вещи, но сила фильма в том, с какой неспешной медитативной будничностью он разворачивается. Если прикорнуть жарким днём в Таиланде где-нибудь на веранде у воды, не исключено, что как раз приснится что-то вроде «Кладбища блеска».

Прямо сейчас, а не после

Новый фильм корейца Хон Сан Су ходит проложенными вроде бы тропами — снова люди встречаются и разговаривают обо всём подряд, снова выпивают и вступают в странные взаимоотношения. Но у Хона года за годом получается превращать эти простые, полуимпровизационные истории (сценарий каждый раз пишется по кусочкам непосредственно к утру каждого съемочного дня) в пронзительные и смешные открытки человечеству с текстом вроде «Хоть ты и смешное и дурацкое, человечество, но я тебя всё равно люблю».

Конец тура

Новый фильм молодого американца Джеймса Понсольдта, который в первых двух своих фильмах (очень, кстати, хороших) вдумчиво исследовал влияние алкоголя на романтическую и семейную жизнь, а в третьем вдруг решил поговорить о талантах и амбициях.

Материалы по теме
Любимые фильмы 2014 года
Вспоминаем и радуемся

«Конец тура» — экранизация книги про интервью с писателем; журналист Rolling Stone Дэвид Липски в 1996-м году провёл несколько дней с писателем Дэвидом Фостером Уоллесом, чья книга «Бесконечная шутка» стала одним из самых ярких литературных дебютов 90-х годов на английском, собираясь сделать по результатам встречи интервью, но получилась книга.

В фильме происходит, в основном, вот что — два человека ведут беседу; но Понсольдт, при помощи исполняющих главные роли Джесси Айзенберга и Джейсона Сигела, красиво разворачивает своё кино в сторону тех вещей, которые остаются за скобками этого бесконечного и чрезвычайно интересного разговора.

Убийца

Режиссёрский приз последних «Канн», самое безупречно красивое кино года — историческая боевая медитация классика тайского кино Хоу Сяосяна, не снимавшего восемь лет. Экранизация китайской повести 9 века о политических интригах, «Убийца» выдержан в довольно удивительной интонации — это медленное, гипнотизирующее кино растворяет свой политический сюжет и боевые сцены в чистой созерцательности.

The Assassin Official Trailer 1 (2015)

Видео: youtube.com

Ночные движения

Второй год подряд в этом списке фигурируют фильмы Келли Райхардт. «Движения» — неспешная, практически достоевская психологическая драма о том, как совершённое может разъедать человека изнутри; второй, между прочим, фильм в этом списке с участием Джесси Айзенберга, ты посмотри.

Комета / Весна

Две истории про любовь, объединённые тем, что в них молодые американские независимые таланты пытаются зайти на разговор о вечном через жанровую заднюю дверь. В «Комете» мальчик и девочка встречаются, ругаются и расстаются будто бы в параллельных вселенных, где всё это происходит одновременно; в «Весне» мальчик встречает девочку, которая оказывается не той, кем кажется. Оба фильма точны, смешны и исполнены сдержанной нежной грусти.

Голубь сидел на ветке, размышляя о бытии

Новый привет от классика шведского кино Роя Андерссона, сборник абсурдистских не новелл даже, а зарисовок, снятых бесстрастной статичной камерой, ужасно смешных и неожиданно в своей абсурдности трогательных.

Рекомендуем почитать