Iggy Pop «Post Pop Depression»
Взаимосвязь вещей в мире — штука с интересным функционалом. Свой новый, возможно, последний сольный альбом «Post Pop Depression», сделанный в интересной компании ребят из Queens of the Stone Age и Arctic Monkeys, Игги Поп закончил ещё в прошлом году — когда его старый друг, коллега и ментор Дэвид Боуи был ещё жив. Сейчас же, в марте 2016-го, через два месяца после его смерти, невозможно абстрагироваться от мыслей о том, как «Post Pop Depression» складывается в идеальное посвящение Боуи и его творческим подходам.
Поп с Джошуа Хомми из QOTSA, выступающим здесь не столько главой наёмной группы музыкантов, сколько полноценным соавтором Игги (идея записаться вместе принадлежала именно Хомми), вполне сознательно обращаются к стилистике умно-тупого танцевального рока, в которой были сделаны две первых сольных пластинки Игги «The Idiot» и «Lust for Life», спродюсированных Боуи в Берлине. И это, в общем, едва ли не лучшее, что могло с Игги на этом этапе произойти — безусловная величина мировой рок-музыки, абсолютный герой, глыба и матёрый человечище, Игги при этом не имел за душой всесторонне классных сольных пластинок последние лет пятнадцать.
Если он действительно вздумал откланяться альбомом «Post Pop Depression», то финал получился убедительный — остроумный, злой, мелодичный, ритмичный, классный.
OQJAV «Марта»
Московское трио «Окуджав» пару лет назад дебютировало отличной пластинкой, основной чертой которой была такая интимная интровертность. Второй альбом трио (уже вторая группа Кати Павловой доросла до второй пластинки, ура!) недвусмысленно даёт понять, что амбиции «Окуджава» этой интимностью не исчерпывались.
Сохраняя всё ту же лаконичную разреженность в качестве основного сочинительского приёма, группа тут уверенно разъезжается во все стороны, от техно-ритмов и этнических мотивов до плясовых синтезаторов прямиком из 80-х и саксофонных соло по полдюжины минут. Этакое расширение возможностей, звучаний и настроений, конечно, влечёт за собой смену точки зрения и интонации — если «Окуджав» был чем-то вроде интимного дневника, то «Марта» уже дневник наблюдения за природой пополам с мемуарами, набор зарисовок о мире не только внутри, но и вокруг.
Выходя в мир, группа периодически неловко поскальзывается и шлёпается на мягкое место — на «Марте» «Окуджав» запутывается в собственных аранжировочных идеях и разъятых на слова-составляющие фразочках-конструкторах почти с такой же регулярностью, с какой превращает их в сияющие образчики странной песенной крутости.
Но даже не самые удачные номера «Марты» производят довольно захватывающее впечатление — «Окуджав» здесь похожи на студента, который ещё не до конца освоился с новым для себя иностранным языком, но всё равно бесстрашно пытается на экзамене выражать с его помощью сложные и небанальные идеи. Да, в этот раз в зачётку ляжет, пожалуй, честно заработанный трояк — но нет никаких оснований не верить, что на экзамене в следующем году будет совсем другая картина.
Gwen Stefani «This is what the Truth Feels Like»
Первые две сольные пластинки солистки No Doubt Гвен Стефани (ударение на «а», если вы вдруг не знали) разделяло два года, а третья вышла только через десять лет. Тогда, на альбомах «Love. Angel. Music. Baby.» и «The Sweet Escape», присутствовало чёткое ощущение, что Гвен изучает разные звуки самой современной поп-музыки за пределами собственной группы.
Сейчас, когда и No Doubt поднимают голову хорошо если раз в десяток лет, любой творческий привет ложится бальзамом на сердце фанатов, не важно уже, с какой целью забабаханый. «This is what the Truth Feels Like» кажется мероприятием скорее ностальгическим, нежели вперёдсмотрящим, как предыдущие сольники Гвен — это дюжина умеренно обаятельных среднетемповых трёхминуток, не без старательности вырезанных из немножко усреднённого пульсирующего поп-звука нулевых.
Откровенно плохих песен тут нет, но и по-настоящему выдающихся тоже — это, в общем, довольно неплохая пластинка, гладкая и профессиональная.
Просто на ней нет ни того бесстрашного и слегка сумасшедшего духа головокружительного исследования самых разных возможностей, что жил в её сольных альбомах, ни ощущения диковатого энергичного веселья, что было свойственно лучшим альбомам No Doubt. Под конец что-то такое просыпается в резковатых номерах вроде «Red Flag» и «Naughty», а под занавес припасён довольно волшебный образчик романтического нововолнового синти-попа «Rare» — но даже то, как эти номера утолканы в финальную треть пластинки говорит о том, что Гвен не очень-то хотелось фокусироваться именно на них. Ну, что, суум куикве — кому бесстрашные поиски нового звучания, а кому успешная карьера консультантом в «Голосе».
Меджикул «Марфа»
Весёлая полиязычная абракадабра, взятая питерцами «Меджикул» себе в название (если кто не поспевает, это слепленные в одно выдуманное слово английские «magic» и «cool»), с порога говорит о них многое — о чувстве юмора, о бесшабашности, о веселье, о перекладывании на родной великий и могучий понятий, ему не совсем свойственных.
«Меджикул» переводят на русский пружинистый плясовой диско-фанк в духе Jamiroquai, и делают это с лукавой обаятельной безбашенностью, нашим широтам совсем не свойственной.
В не особенно ритмичной стране, где песня и её текст обязательно должны Что-то Значить, требуется определённое мужество, чтобы смело сочинять такую весёлую белиберду, что ласково катится у солиста «Меджикул» с языка. Фактуру той музыки, что они берутся исполнять, «Меджикул» чувствуют довольно тонко — это упругая, бойкая, смешная, танцевальная пластинка для зажигательных вечеринок с коктейлями (или без).
Вне всякого сомнения, куча соотечественников сочтёт работу «Меджикул» первостатейной ерундой. Пусть их — им, алкающим звериной серьёзности, невдомёк, как непросто найти приличную отечественную группу, с которой можно отбросить всякие сомнения и Просто Повеселиться. С «Меджикул» — можно.
Primal Scream «Chaosmosis»
Британские хамелеоны Primal Scream каждый альбом бесстрашно переплавляли свои одинаково искренние и пылкие привязанности к старорежимному гитарному року и передовой плясовой электронике в новые формы — и не стремались того, что периодически получалось непонятно что.
«Chaosmosis», их 11-я пластинка, вроде бы приветствует эту хаотичность, исходя из названия, но на деле получается одной из самых их меланхоличных — Primal Scream здесь уверенней всего склоняются к электронному поп-крунерству.
Громких гитар тут практически нет; даже единственный номер, в котором скорость взлетает выше среднего, двухминутный боевик «When the Blackout Meets the Fallout», сделанный будто специально для озвучивания ломовой сцены в погоне в футуристическом шпионском фильме, разворачивающимся в мире пост-ядерного апокалипсиса, выполнен в синтетически-индустриальном ключе.
Электронная меланхолия, подкреплённая точечно подобранными звуковыми примочками вроде тёплых ламповых клавиш из 60-х в номере «I Can Change», группе удаётся вполне убедительно. Особенно когда получается сочинить такие припевы мгновенного действия, как в сингле «Where the Lights Get In», или выстроить такую меланхолично-попискивающую аранжировку, как в «(Feeling Like a) Demon Again», гордо плывущую в электронную нирвану верхом на тех же аккордах, что обессмертили почти сорок лет назад номер группы The Cure «A Forest». А получается, ну, не всегда, в лучшем случае в половине песен из этого чрезвычайно короткого альбомчика.
В общем, в лучшие пластинки группы, бесстрашно ломавшие всякие преграды, «Chaosmosis» не возьмёшь. Но умеренно приятные и иногда реально здоровские тридцать семь минут в его компании провести вполне удастся.