David Bowie «Blackstar»
«Blackstar», 26-й студийный альбом великого британского музыканта Дэвида Боуи, вышел 8 января, в день его рождения — а всего два дня спустя вышел и сам Боуи, покинув эту планету навсегда. Элегантная высшая драматургия такого развития событий, как выяснилось чуть позже, была частично рукотворной — последние полтора года Боуи втайне от широкой общественности сражался со смертельным недугом и, предполагая возможное поражение, осознанно выстраивал «Blackstar» в качестве расширенного прощального послания.
Что ж, король эффектных жестов приберег один из самых пронзительных на финальный поклон — умирая, оставил нам ещё один альбом, слегка экспериментальное полотно о том, как он смиряется с собственной смертью.
Отделить, по крайней мере, сейчас «Blackstar» от этого посмертного нарратива невозможно — меж тем, он до крайности усиливает каждую деталь пластинки. Например, тот факт, что самый последний прижизненный сингл Боуи, взятый с этого альбома, называется «Лазарь», или игру слов со словами о смерти, встречающуюся в нескольких здешних песнях, или то, что завершается альбом умиротворённым номером с названием «Не могу отдавать всё», в котором Боуи словно проводит границу между собой-исполнителем и собой-человеком.
Можно придерживаться фактов — на «Blackstar» Боуи собрал новую группу, ведомую нью-йоркским саксофонистом Донни МакКаслином, и альбом в результате пронизан слегка экспериментальным духом, с саксофонными соло, резковатыми драм-н-басовыми ритмами и сложно устроенными десятиминутными композициями (ну, ладно, одной). Наверное, нельзя сказать, что это самый сложный и интересный альбом Боуи, но всё же это колоссальная штука, по многим причинам.
Во-первых, она говорит о том, что Боуи до последнего не прекращал поиска какого-то нового звука и подхода, чего-то такого, чего он ещё не делал до этого. А во-вторых — чёрт возьми, на этом альбоме человек-звезда (не в привычном таблоидном, а в самом что ни на есть космическом смысле) сорок минут говорит «до свидания» и машет рукой с мудрой улыбкой. Он улетел, и не обещал вернуться, но это не страшно — он же давно ещё сказал, что его корабль знает, куда лететь.
Hartyga feat. Albert Kuvezin «Megechi Kham»
«Лживый шаман» — первый студийный опыт молодой тувинской команды «Хартыга», в прошлом году успешно выступившей в Красноярске в рамках «Музыки великой степи»; причём на этих четырёх песнях с ними так же играет Альберт Кувезин из «Ят-хи».
Аванс мастера молодым, выписанный в виде собственного участия в записи, не кажется незаслуженным уже по результатам этих четырёх песен — в творчестве «Хартыги» интересным образом сходится интерес к тувинскому фольклору и динамичному, но в то же время лаконичному гитарному року, настоянному на любви к 70-м, прогрессиву, джаз-року и прочим радостям меломана-классициста.
Если та же «Ят-за» Кувезина любит полагаться на ритуалистический барабанный гром, то «Хартыга» устроена чуть хитрее — не последнюю роль в их музыке играет, например, саксофон, инструмент, придающий их упругим рок-прочтениям по степному лаконичных тувинских мелодий яркую, выходящую за рамки одной культуры окраску. То есть, если разобрать музыку «Хартыги» на детали, в каждой из составляющих — фольклорной, роковой, джазовой — вроде бы не будет ничего особенно необычного, но в то же время сводят их воедино музыканты каким-то исключительно своим образом. После этих четырёх песен категорически хочется ещё — запрос, на который «Хартыга», уверен, ещё не раз даст убедительный ответ.
Megadeth «Dystopia»
Отпраздновав пару 30-летних юбилеев подряд (группы и дебютного альбома) где-то в промежутке между предыдущей пластинкой и свежей работой, герои американского трэша под управлением Дэйва Мастейна возвращаются на своей пятнадцатой пластинке посвежевшими и румяными — что в терминах выбранного ими жанра означает головотяпские темпы и здоровую зубоскальную злость.
Возможно, на бессменного художественного руководителя Megadeth так благотворно повлияла отличная свежая кровь в составе группы — к Мастейну с басистом Эллефсоном здесь присоединились барабанщик Lamb of God Крис Адлер и гитарист бразильских прог-металлических героев Angra Кику Лурейру, но в любом случае «Dystopia» — то место, где Megadeth демонстрируют почти все свои самые сильные стороны, и благополучно избегают почти всех своих фирменных слабостей. Перед записью этого альбома Мастейн пытался заново собрать старый состав с участием гитариста Марти Фридмена, записавший классический альбом «Rust in Peace», и дух той жёсткой (и классной) антиутопической пластинки довольно ощутимо витает над «Dystopia» — это хлесткий, злой, но всё же достаточно мелодичный трэш с узнаваемой циничной ухмылкой, который всегда так здорово удавался Мастейну, особенно когда он не пытался скрестить его с более дружелюбным песенным хард-роком, заточенным под попадание на радио.
На «Dystopia» он практически не пытается — да, тут есть пара номеров, отсылающих к пластинке «Countdown to Extinction», на которой эти заигрывания впервые начались, вроде заглавного трека или внушительного номера «Post American World», но Мастейну в них удаётся пройти по острию ножа и сохранить лицо. В общем, «Dystopia» со временем наверняка войдет в канон классических альбомов Megadeth — здорово, что у Мастейна и компании ещё вполне хватает сил на такое.
Savages «Adore Life»
Британские «Дикарки» любят оперировать размашистыми императивами — первый их альбом назывался «Заглуши себя», название второго можно расценить, как инструкцию брать от жизни всё возможное. На «Adore Life» этот квартет неулыбчивых девушек в чёрном, специализирующийся на громогласном пост-панке с рокочущим звуком и уверенным ощущением большой драмы, словно пытаются определиться с главными движущими силами человеческой жизни — с чем успешно справляются, заявляя в первой же песне «Любовь, вот ответ».
Любовь — и правда главная героиня пластинки «Adore Life», с чем, в общем, сложно спорить, но в то же время на разговор об этой неоспоримо вечной ценности Savages заходят неожиданно присмиревшими. Все фирменные приметы их стиля — грозная ритм-секция, экспрессивная гитара, драматичный вокал — вроде бы по-прежнему на месте, но в то же время там, где альбом «Silence Yourself» шарашил в тебя чистым электричеством, «Adore Life» в основном скорее похлопывает по плечу. Причём вместе с градусом энергичности Savages прикручивают и мелодический фитилёк — по-настоящему врезающихся в память песен здесь значительно меньше, а уж тех, где мелодия сходится с энергией, и вовсе раз-два и обчёлся: грандиозный открывающий номер «The Answer», да и всё.
Нет, симпатичные номера здесь есть — уверенно рокочущий «Sad Person», размашистая элегия «Adore», но после идеального стилистически выдержанного шторма альбома «Silence Yourself» новая пластинка кажется как максимум бурей в стакане.
Tindersticks «The Waiting Room»
В этом году британские меланхолики отмечают четвертьвековой юбилей, и за это время за ними, удивительное дело, так и не завелось ни одной проходной пластинки. Вот «The Waiting Room», десятый их студийный альбом (отметим в скобках, что в промежутке между ним и предыдущим альбомом группа успела записать саундтрек для фильма, саундтрек для выставки и перезаписать с новым составом набор песен с альбомов, записанных первым составом) — вроде бы всё та же киногенично-элегантная взрослая меланхолия для одиноких вечеров за барной стойкой, но Tindersticks всё так же неутомимо и изящно извлекают из карманов этого немолодого, но всё ещё стильного пиджачка всё новые фокусы и подходы.
«Were We Once Lovers?» танцует странный танец под заторможенный диско-бас, грандиозная «Help Yourself» с африканскими нотками подошла бы в качестве главной темы самому расслабленному шпионскому ретро-сериалу на свете, а в пронзительно-смешном дуэте «Hey Lucinda» Tindersticks и вовсе поворачивают время вспять, выводя нежный и ироничный дуэт с покойной канадской певицей Лхасой де Села. За эти четверть века Tindersticks не снискали широкой известности, но судьба любимого секрета ограниченного, но преданного круга слушателей не только вполне их устраивает, но и идеально на них сидит — с этой музыкой и правда надо не плясать в толпе на переполненном стадионе, а тихо и вдумчиво выпивать после наступления сумерек.
Sia «This is Acting»
Уроженка Австралии Сиа Фёрлер завоевала внимание мировых любителей поп-музыки хитами «Chandelier» и «Elastic Heart» с предыдущей пластинки «1000 Forms of Fear» — которая, меж тем, была шестой в её списке сольных работ, и к моменту её выпуска исполнительница оттрубила в кулуарах шоу-бизнеса в том или ином качестве уже примерно десяток лет. Что это были за качества — хороший вопрос, на который «This Is Acting» отчасти отвечает; эта пластинка целиком состоит из песен, которые Сиа написала в качестве сочинителя по найму, для других исполнителей или проектов.
Что-то было предназначено для Адель, что-то для Рианны и Бейонси, ещё одна песня не была использована создателями фильма «Идеальный голос 2» — в общем, на «This Is Acting» можно отхватить такой убедительный срез того, какой материал сейчас требуется поп-звездам самых верхних эшелонов. В основном это всё цепкие и хваткие песни с яркими мелодиями, но их природа оказывается ахиллесовой пятой «This Is Acting» — впрочем, подозреваю, что, называя пластинку «Это актёрская игра» Сиа и сама понимала это. На этом альбоме она именно что играет, примеряя эти чужие по сути, написанные для кого-то ещё песни на себя — и образ не складывается.
По «This Is Acting» задним числом понимаешь и ещё одну вещь, которая делает настоящую суперзвезду таковой — песни на альбоме Бейонси могут быть написаны целым сборным комитетом авторов, но исполняет она их так, что невозможно их представить в чьём-то ещё исполнении. На «This Is Acting» происходит обратное — за песнями всё время маячат призраки исполнительниц, которым бы эти песни подошли куда больше, то Рианны, то Леди Гагы, то той же Адель. Может, Сиа и действительно только играет на этой пластинке чьи-то роли, но по результату хочется, чтобы она перестала и просто была собой.
Бонус-треки:
«Anarchytecture» — новая пластинка британских альтернативных героев Skunk Anansie; несмотря на привет слову «анархия» в названии, неожиданно (и неприятно) смирная для этих некогда взрывных ребят. Звучит так гладко и безопасно, что с перепугу лезешь проверить, не повыгоняла ли вокалистка Скин всех коллег по группе, отличавшихся в 90-е довольно уверенным и виртуозным владением своими инструментами, но нет, все на местах — но играют словно бледные копии самих себя.
А вот ещё одни герои британской альтернативы, поколением помладше — Bloc Party, действительно сменили половину состава перед выпуском своей новой пластинки «Hymns», уволив свою ритм-секцию и набрав новую. В результате этого нехитрого манёвра группа, в которой, казалось, заправляют вокалист Келе Окереке и гитарист Рассел Лиссак, словно бы отрезает сама себе ноги болгаркой — там, где раньше музыка Bloc Party горячо гарцевала и норовила пуститься вскачь, на «Hymns» уныло зудит что-то непритязательное и безжизненное.
Уральские электронные шаманы «4 позиции Бруно» завершают свою комнатную трилогию релизом «Одиннадцатая позиция: Комнатная месса» — сборником гипнотических композиций по дюжине минут с привольно гуляющими аналоговыми синтезаторами и сэмплами безумных разговоров.
Второй, безымянный альбом сборной чикагского андеграундного металла Bloodiest, ведомой вокалистом и саксофонистом Брюсом Ламонтом (Yakuza, Circle of Animals, Corrections House) — полдюжины (плюс пара-тройка инструментальных интерлюдий) кряжистых, протяжных песен, (не)комфортно обосновавшихся где-то на перепутье между пост-металлом, прог-роком и психоделией и гипнотизирующих своим несколько шаманским подходом к звукоизвлечению.
Вернувшиеся несколько лет назад в строй после 12-летнего отсутствия герои гедонистского брит-попа Suede записали новую пластинку «Night Thoughts» — набор звонких и привычно-томно-романтичных гитарных гимнов о прекрасных аутсайдерах, грехах молодости и прочих знакомых вещах.
«Nothing is Enough» — сборник интересного российского лейбла Full of Nothing, интересующегося всевозможной вперёд-смотрящей электроникой; на сборнике представлены, в частности, наш земляк Hmot, москвич Moa Pillar и многие другие интересные артисты.
Аббат, бывший вокалист норвежских легенд блэк-металла Immortal, записал первый альбом под собственным именем — на котором он уверенно лавирует между обжигающе-холодной яростью блэк-металла и структурированной напористой агрессией трэша.
Skilled Mechanics — новый проект Трики, сделанный совместно с другими музыкантами (Ди-джей Майло, Люк Хейнс); но Трики в нём, кажется, всё же главный, потому что общее мрачно-тягучее настроение очень на него похоже.
«Songs for Our Mothers» — второй альбом безумных британских экспериментаторов Fat White Family, пятерки неумытых парней, выползших несколько лет назад из сквотов южного Лондона, десятка горделиво двинутых на всю голову и непочтительных относительно всего на свете песен, выращенных где-то в продуваемом подвале на скудной почве, удобряемой шумным гитарным рок-н-роллом а-ля Velvet Undreground, лаконично-отчаянными синтетическими пульсациями в духе Suicide и общим нигилизмом.
Трио Fire!, ведомое знаменитым шведским саксофонистом Мэзом Густафссоном, записало новый альбом «She Sleeps, She Sleeps», состоящий из четырёх пространных композиций, выполненных в духе полуночно-гипнотизирующего джаза. Также в течение этого года обещают новый релиз от замечательного импровизационного оркестра Fire! Orchestra, ещё одного проекта Густафссона — ждём-ждём.