Место сбора
Все начинается c плантации, где растет чай. Для сбора используют два-три верхних листочка и почку, которые росли под солнцем 4 тыс. часов.
Кстати, чай собирается исключительно вручную. На вкус напитка влияет целый комплекс географических и климатических факторов: место и высота произрастания куста, погодные условия, количество солнечных лучей, возраст куста, почва, количество осадков. Собранный с чайных плантаций в горах чай будет отличаться от урожая куста, выращенного, например, на равнине: в низинах растут более крепкие чаи, а более легкие — в горах.
Далее следует этап завяливания, когда чаю дают немного полежать на воздухе, а после отправляют на скручивание с помощью роллер-машин. В зависимости от размера листочков происходит деление на так называемые грейды, когда чаинки сортируются по трем категориям, которые определят итоговый вид продукта — листовой чай, гранулированный и dust (самые мелкие частицы чайного листа, которые используется для заварки крепкого чая).
«Специалисты внимательно следят за каждым этапом создания чая, начиная с рождения чайного листа и заканчивая его купажированием и производством конечного продукта. Единственное различие между листовым и пакетированным чаем — размер чаинок. При пакетировании чайный лист измельчается для того, чтобы он быстрее заваривался в кружке», — рассказывает об опыте компании Lipton руководитель отдела Research and Development категории чая в компании «Юнилевер» Марина Павлова.
Следующая ступень производства — ферментация. На этом этапе происходит превращение чая в улун (полуферментированный) и черный (ферментированный). После производитель плавно переходит к сушке и смешиванию чая.
На фабрике
По прибытии на фабрику чай первым делом поступает на склад, каждый компонент — в отдельном мешке. После этого все составляющие смешивают в миксере.
Как только бленд смешан, чай рассыпают по пакетикам и пирамидкам из фильтровальной бумаги, которые запечатывают термопластиковым волокном.
Что касается заслуг отечественных производителей в сфере чайного производства, в августе 2017 года чай Lipton Yellow Label получил высший балл среди протестированных образцов пакетированного чая по результатам экспертизы «Росконтроля» — независимого общественного проекта в области контроля качества и безопасности товаров и услуг.
«Приятная особенность чая в том, что это натуральный бескалорийный напиток, помогающий поддерживать водный баланс, регулировать работу сердечно-сосудистой системы и наслаждаться бодростью. Кофеин, содержащийся в чае, действует на организм более мягко и продолжительно, чем кофеин в кофе, тонизируя организм, а также расширяет сосуды почек, способствуя их очищению. Чай богат и другими полезными веществами: например, катехины, входящие в состав напитка, снижают риск возникновения раковых клеток, а глутаминовая кислота укрепляет нервную систему и улучшает работу головного мозга. Диетологи также отмечают, что, вопреки расхожему мнению, черный и зеленый чай полезны одинаково», — рассказывает Анна Мелехина, врач-диетолог, автор нескольких книг о правильном питании, проходившая обучение по диетологии в Кембридже.
Упаковка
Следующий этап производства — раскладка чая. Пакетики упаковывают в пачки, пачки оборачивают термоусадочной пленкой, а затем помещают в короба для транспортировки.
Например, упаковка чая компании Lipton выполнена из сертифицированных материалов, разрешенных для контакта с продуктами питания. Нанесение логотипа на ярлычок делается с помощью пищевых красителей. Если ярлык и ниточка попадут в горячую воду, это не отразится на полезных свойствах напитка.
Кроме того, компания Unilever, которая производит чай Lipton, производит упаковку из возобновляемых источников древесины и обладает сертификатами устойчивого лесопользования FSC и PEFC. Это значит, что упаковка подлежит переработке и была произведена из деревьев, которые были высажены специально для этой цели. Lipton ведет постоянную работу по поддержанию плодородности, защите естественных территорий и высадке лесов.
Тесты экспертов
Важнейший этап производства — определение качества чая. Например, в компании Lipton в течение недели эксперты тестируют более 10 тыс. разных чаев. Сотрудники исследовательской лаборатории чая Lipton проводят множество научных исследований, позволяющих разработать новые и усовершенствовать уже имеющиеся методы выращивания, сбора и обработки чая.
На чаеразвесочной фабрике в Санкт-Петербурге чай проходит строжайшую многоступенчатую проверку качества. Фабрика была введена в эксплуатацию в 2002 году. На конец 2015-го ассортимент предприятия насчитывал 115 наименований, а объем выпускаемой продукции превысил 14 тыс. тонн. В январе 2013 года чаеразвесочная фабрика стала одной из первых производственных площадок Unilever в 18 странах мира, отправляющих 100 % своих твердых промышленных производственных отходов на дальнейшую переработку и утилизацию.
В любое время дня полезно сделать перерыв на чашку чая, чтобы освежить свои мысли и обновить планы. Теперь, когда вы знаете о чае больше, делать паузу будет еще приятнее.
Фотографии предоставлены пресс-службой Lipton