Можно ли избежать обмана? На 100% — нет. Но предлагаем вам хотя бы отчасти избавиться от покупательских иллюзий, настроившись на критический лад и пристально оглядев продукты на магазинных полках со всех сторон. В этой статье мы поговорим о вещах чуть менее очевидных, нежели разница между сыром и «сырными продуктами», а также шоколадом и «кондитерской плиткой».
Возможно, эти советы изменят ваш ежедневный рацион к лучшему.
Полезно? На самом деле нет!
Одной из популярных уловок маркетологов являются всевозможные заявления об «обогащении» продукта теми или иными полезными для здоровья веществами. Будьте осторожны — многие из этих товаров не только не принесут пользы вашему организму, но и, напротив, окажутся хуже соседей по прилавку.
- Заявление о наличии в продукте омега-3 жирных кислот или пробиотиков — еще не повод подозревать его производителей в коварстве. Но не стоит забывать, что подобные надписи вовсе не свидетельствуют, что вы имеете дело с органической пищей: эти ингредиенты добавляются в состав в процессе производства, а, значит, конечный продукт по умолчанию далек от натуральности.
- Если кукурузные хлопья или зерновой батончик «обогащены витаминами» или даже, в соответствии с информацией на пачке, способны обеспечить суточную норму того или иного микроэлемента, не спешите класть упаковку к себе в корзину. Изучите этикетку: сколько именно продукта нужно съесть, чтобы получить пользу? И сколько сахара или других сопутствующих не слишком полезных ингредиентов попадет в ваш организм в ходе такого оздоровления?
-
Материалы по темеПочему толстеют красноярцы?Как связаны эпидемия ожирения и отказ от ГОСТовС днем рождения, витамин D!Как лисички победили рахит
«Содержит концентрат фруктового сока» — фраза, которая намекает, что в напитке или желе есть дополнительный сахар: кроме него ничего существенного, и уж тем более полезного, в концентратах не содержится.
- Такие эпитеты как «естественный», «натуральный», а также «умный», «здоровый» и «деликатесный» в названии товара ни к чему не обязывают производителя. Между прочим, табак — это тоже натуральный продукт, но это не значит, что его любители ведут здоровый образ жизни.
- Если продукт «повышает иммунитет» или «может снизить риск заболеваний сердца», где-то рядом точно притаилась коварная звездочка. Ищите сноску с объяснением этого утверждения в неприметном углу упаковки. Скорее всего, окажется, что речь идет об эксперименте, в котором данный йогурт или шоколад употребляли вместе с другими диетическими продуктами, а еще усиленно занимались фитнесом.
- В отличие от «цельнозерновых», «мультизерновые» продукты ничем хорошим себя не зарекомендовали: такое слово можно смело писать на упаковке печенья, изготовленного из 99% пшеничной и 1% кукурузной муки. Лучше посмотрите, что еще входит в состав товара: по закону производитель обязан указывать ингредиенты в порядке уменьшения их массовой доли. А, значит, если после муки сразу идет сахар — от выпечки лучше отказаться.
- Газированная вода с антиоксидантами (пускай даже их источником будет натуральный вишневый сок) вряд ли улучшит здоровье: с таким же успехом можно выпускать карамель с антиоксидантами, совокупный вред от прочих ингредиентов нивелирует это достоинство.
- В последнее время в качестве натуральных подсластителей в продуктах можно обнаружить экстракт стевии. Он действительно в 300 раз слаще сахарозы и при этом мало сказывается на уровне сахара в крови. Но нельзя забывать, что в процессе экстракции используются не самые полезные химические вещества — метанол, этанол, изопропанол и другие.
Если чего-то нет в составе — это повод насторожиться
Другая крайность маркетологов — хвалить свои товары за отсутствие в них «всякой химии». На такие продукты тоже стоит посмотреть с подозрением: под предлогом заботы о покупателе нам нередко предлагают сомнительное удовольствие:
- Авторы бойкой надписи «Не содержит холестерин!» на растительном масле, видимо, решили не останавливаться на достигнутом. Теперь они маркируют фразой «Для вегетарианцев!» все товары, не содержащие ингредиентов животного происхождения (в том числе соки и орехи), и фразой «Без глютена!» любую еду, не содержащую клейковину зерновых растений (в том числе сушеные водоросли или сыр). Спасибо, кэп!
- «0% транс-жиров» на упаковке должно вас насторожить: скорее всего, подвох притаился в списке ингредиентов. Гидрогенизированные или частично гидрогенизированные масла — это те же самые вредные для сердца вещества, просто для них придумали туманный синоним.
- Обезжиренные продукты, как правило, содержат много сахара, иначе они были бы очень невкусными.
- Очень часто, когда производитель хочет что-то спрятать, он указывает содержание всех веществ в товаре в пересчете на одну порцию. Например, полулитровая «Кока-кола» на самом деле рассчитана на 2,5 человек — исходя из этого, в каждой порции напитка содержится всего 110 калорий. Но кто в действительности разливает маленькую бутылку колы на троих?
- Кетчуп, майонез, печенье и мороженое «со сниженным содержанием сахара» предлагает нам аргумент в выборе между «очень вредно» и «просто вредно» (сахара много в любом кетчупе). К чему такое лицемерие?
- Коварны и продукты «без добавления сахара». Не стоит забывать о сахаре, который содержался в исходном ингредиенте — например, бананах, из которых было приготовлено пюре, или меде, добавленном в десерт.
-
Материалы по темеГМО или не ГМО?Что это за зверь такой
Не стоит бояться страшилок про пищевые добавки, обозначенной буквой «Е»: присвоение номера в этой классификации означает, что вещество проверено на безопасность и разрешено к употреблению в пищу, и порядковый номер не имеет значения.
- Хвалебные фразы «Не содержит сои», «Без консервантов» и «Без глутамата натрия» не являются аргументом в пользу продукта. Вместо сои в пельмени и сосиски можно положить кое-что и похуже — например, жировую эмульсию. Консерванты часто проходят под другими наименованиями: скажем, как антиокислители. А вред глутамата для здоровья на самом деле ничем не доказан. Более того, этот усилитель вкуса позволяет ограничить добавление соли в продукт.
- Ну и, наконец, коварное ГМО. Вред генномодифицированных организмов для здоровья человека по-прежнему опровергается в научных трудах. В то время как от одних напитков с повышенным содержанием сахара ежегодно умирает 180 тысяч человек, мы по-прежнему судорожно ограничиваем употребление улучшенной морковки и кукурузы.
От чего же отталкиваться, выбирая из двух похожих продуктов тот, что если не поправит здоровье, то хотя бы ему не навредит? Правильный ответ: от здравого смысла.
Помните, что у вас с представителями любой торговой марки всегда немножко разные цели — им нужно продать побольше продукта, который при этом будет дешев в производстве и сможет долго храниться на полке супермаркета. А вы хотите съесть что-то вкусное и полезное, не пробив дыру в семейном бюджете. Неравнодушие и информированность помогут вам сэкономить. А здоровье, как известно, и вовсе бесценно!