Ох — вот я и дома наконец-то. «Саянское кольцо» завершилось, вроде бы благополучно, и можно потихоньку перестраиваться на обычный режим существования. Третий день получился довольно неровным, но в целом скорее удовлетворительным. Сейчас разберёмся с его остатками.
Началось всё с камлания вечной шаманки «Кольца» Ай Чурек Оюн. Камлание было впечатляющее — Ай Чурек выла и хрипела нечеловеческими голосами, била в бубен, в общем, всё, как полагается. Из остальной программы хочется выделить вот кого.
* Красноярский вокальный ансамбль «Прялица», в котором пели ладные девчонки, а потом к ним присоединился совершенно роскошный мальчик лет 13-ти, такой пухленький и в очках, но очень харизматичный.
* Красноярский же инструментальный ансамбль «Русколань», отыгравший очень славную программу в составе балалайка плюс домра плюс бас-балалайка. Вообще-то они уже играли днём раньше в составе группы «Волот», в которой вместе с ними играли гитарист, клавишница и барабанщик. Но если в «Волоте» они делали такой сложноустроенный инструментальный прог-рок, движущей силой которого было не стремление музыкантов выразить какие-то эмоции или чувства, а их желание продемонстрировать свои виртуозные инструментальные возможности (что, наверное, не самый худщий стимул к творчеству, но лично мне такое слушать ужасно скучно), то здесь было что-то более чистое и звонкое. Композиции у ребят, правда, были тоже выстроены с этаким лёгким перевыполнением плана — мол, смотрите, как мы здорово можем; но в таком инструментальном составе помпезность подхода как-то сама собой сходит на нет. Вообще, поймал себя на мысли, что было бы интересно послушать, как в исполнении таких инструментов может звучать пост-рок.
* Ещё одни инструментальные красноярцы «Влюбленные гитары» тоже были хороши. Этнического в них, правда, было всего чуть-чуть (ну, да, бонги, ну да, скрипка, чуть отдающая цыганщиной), да и играли они собственные инструментальные вариации чужого материала (в том числе и попурри из Metallica, например — тоже самая этническая на свете группа, ага) — но играли здорово, изобретательно, с огоньком. Насколько я знаю, они периодически дают концерты в Красноярске — надо бы сходить при случае.
* Гости фестиваля «Эртине», «Сандал» и «АлтайКай» выступили традиционно здорово — «Сандал», правда, не сыграли мою любимую песню, зато это сделали «Эртине». В репертуаре всех почти горловиков есть такая специальная песня, про Енисей (я когда-нибудь таки выучу, как она называется), которую пели и «Хуун-хуур ту», и «Алаш» на этом же фестивале, и ещё, кажется, кто-то. Но меня она каждый раз вставляет очень-очень сильно.
Что же до главных гостей последнего дня, то тут мне есть сказать вот что. На «Ят-хе» я себе отплясал все ноги (плюс перешёл н новый уровень в освоении танцевального мастерства — на меня показывали пальцами и снимали на мобильные телефоны, хаха) — но при этом, знаете, не сказал бы, что это было прямо совсем-совсем здорово. Такого единения всей-всей публики, скакавшей, как бешеная, на Kultur Shock днём ранее, не было и в помине — народу и просто было меньше, поскольку днём в воскресенье большинство красноярцев начало потихоньку разъезжаться, и тот, кто был, по большей части расходился с недоуменными лицами. Но я даже не про то, что «Ят-ха» не очень-то сумела зажечь ВСЮ публику — я и с точки зрения их фаната хочу сказать, что хотя всё было очень, очень здорово, им всё же не хватило какой-то малости, которая окончательно превратила бы их выступление из просто хорошего в великолепное. Kultur Shock хватило, Fun-Da-Mental тоже — да что там, и самим «Ят-ха», когда я их впервые видел в «Че геваре», года четыре, кажется, назад, хватало с лихвой. А тут — как-то немножко недожали, что ли. Но ноги, повторюсь, немножко дают о себе знать до их пор.
Заключавшие же всё это дело «Zventa Sventana» и вовсе вызвали только чувство лёгкого недоумения. Они исполняют русские народные песни, аранжированные зачем-то в такой диско-поп-фанк-соул времён первой половины 90-х; не то ранний Jamiroquai, не то сборник The Best of Acid Jazz, Vol. 35. Звучит такое сочетание, честно говоря, предельно странно. Плюс в них присутствует некоторая такая расслабленность, которая после довольно жесткой «Ят-хи» казалась совсем неуместной. Честно говоря, будь в этом месте и правда Oi Va Voi, как и предполагалось, финал третьего дня был бы куда внушительнее.
В общем, как-то вот так всё это было, дорогие друзья. Надеюсь, что в следующем году фестиваль будет ещё лучше — да, в принципе, если там случится три таких вот концерта, как заключительные выступления в этот раз (я про Fun-Da-Mental, Kultur Shock и, ладно уж, «Ят-ху»), то уже можно будет считать, что всё удалось. Так что пока, Шушенское, до встречи в следующем году!
(А пока потихоньку переходим обратно в нормальный режим.)
Всем привет, С.М.