Вот и отгремел (иногда в буквальном смысле) первый день «Кольца». Пока, знаете, всё довольно здорово.
Тут встречаешь, кажется, вообще всех — и тех, кого рассчитывал встретить (у меня в этом году здесь собралось, кажется, рекордное количество друзей — такое ощущение, что и не уезжал никуда, настолько привычный круг общения здесь представлен), и тех, кого не рассчитывал, и даже тех, о ком и не задумывался вообще. Я, например, встретил тут 14-летних абаканских панков и очень мило с ними потанцевал — впрочем, об этом ниже. Ещё, вернувшись к своему домику часа, кажется, в три ночи, обнаружил возле него завернутую в одеяло коллегу (она в соседнем домике) и двух немолодых и нетрезвых представителей интеллигенции — скульптора из Тывы и, кажется, журналиста из Нижнего Ингаша. Интеллигенты рассказывали моей коллеге о любви и жизни — пришлось просидеть с ними до завершения банкета ради сохранения так сказать девичьей чести коллеги. Всё, к счастью, закончилось хорошо.
Концертная программа первого дня была достаточно неплоха. Были, конечно, и свои курьезы — от республики Таймыр приехал совершенно уморительный мужик, Владимир Хоменко его звали. Он устроил фестивалю такого этнического Кая Метова — хриплым голосом пел под караочного качества минусовку песни «охотника» и тэ дэ. С залом общался тоже совсем по ресторанному — «Ну как ваше настроение, я вижу, отличное!», «Сколько здесь хорошей публики сегодня» и всё в таком же духе. Свою благую цель он, впрочем, выполнил — ему удалось раскачать, скажем так, самую ортодоксальную часть публики, которая после него была согласная кажется на всё.
Вообще, если очень приблизительно, то первый день был в основном поделён между русскими народными коллективами и ребятами с Алтая. Открыл фестиваль ансамбль танца Сибири имени М.С. Годенко — у них было два номера в программе (второй, который мы интерпретировали, как историю из жизни курятника, нам понравился больше). За русскую народную часть отвечали ансамбль «Плетень» (Шушенское), юная красноярка Екатерина Яснева, школьники-железногорцы из ансамбля «Завалинка» и певица по имени Клара Полухина. У последней был такой очень неплохой этно-роковый микс, остальные же работали более традиционно. Глядя на всех них, сформулировал про себя интересный вопрос — почему при работе с более-менее одинаковым материалом у одних выходят завораживающие мантры («Плетень»), а у других банальные деревенские плясовые («Завалинка»)?
Алтайцы были замечательные — и группа «ТеленгИт» (в этом году, о счастье, в пресс-центре раздали списки коллективов, участвующих в конкурсе, так что нет нужды разбирать их названия на слух и выдумывать им чудовищные собственные варианты), и «Алаш». С последними, в принципе, всё ясно, они здесь на «Кольце» уже как звезды практически выступают. Кажется, именно под «Алаш» немолодая и нетрезвая женщина начала учить меня танцевать «по-тувински» — в её понимании, это когда мужчина и женщина танцуют, не касаясь друг друга. (Да, на «Кольце» всегда приобретаешь много разного опыта, в том числе и такого, о возможности которого и не подозревал). А у «ТеленгИт» было замечательное смешение собственных этнических мотивов и рока — горловое пение с гитарой и грохающими барабанами сочетается очень удачно.
Из гостей фестиваля в первый день выступали балалаечник Алексей Архиповский и зажигательные англо-пакистанские ребята из Fun-Da-Mental. Архиповский по-настоящему поразил двумя вещами — тем, сколько удивительной музыки можно извлечь всего из трёх струн, и тем, как упоительно может смотреться на сцене просто один человек, сидящий на стульчике. Он был как натуральный человек-оркестр — притопывал, махал головой, играл зубами, отстукивал по корпусу какие-то ритмы, в общем, зажигал так, как трудно ожидать от одного человека с балалайкой. Fun-Da-Mental же, в свою очередь, являли собой полный отказ от минимализма — по сцене у них скакало человек, наверное, восемь, в микрофоны в разное время из них орало где-то четверо, и в музыке у них гремел и хип-хоп бит, и этнические сэмплы, и живые басовые партии, и всё на свете. Выступили они очень жестко и мощно — дали порой в буквальном смысле слова оглушительного азиатского хип-хоп-рока, на большой фестивальной площадке это смотрелось почти шикарно. Под конец обратились со сцены ко «всем панкам» (в этот момент как раз пришлось переводить это моим 14-летним знакомым из Абакана, а то сами они ушами прохлопали) и посвятили им кавер на «Анархию в Соединенном Королевстве» Sex Pistols, исполненный в манере совершенно ломового брейк-бита.
Что ж, такие у нас тут дела в Шушенском. Завтра постараюсь рассказать о том, как пройдёт второй день. Пока вообще всё хорошо — артисты выступают практически по расписанию, от распечатанной программы отходят по минимуму, дискотека начинается вовремя, а не на три часа позже заявленного, а в пресс-центре и ПРАВДА работает интернет. В общем, здесь чудеса, здесь леший бродит, русалка вот только пока куда-то запропастилась (Впрочем, вроде уже приехала). В общем, продолжаем дежурить, держим ухо востро, стараемся не шалить (получается не очень), остаёмся на связи. Да, а вы, дорогие друзья, оставшиеся дома в Красноярске, не забывайте, что сегодня можете успеть на выступление «Атанорэ». Чёрт, я вам завидую даже.
С.М.