Главная
>
Статьи
>
«99 франков» / «99 Francs»

«99 франков» / «99 Francs»

21.02.2008
18
Режиссёр: Ян Кунен
В ролях: Жан Дюжарден, Жослин Киврен, Патрик Милле, Ваина Джоканте, Элиза Товати
Продолжительность – 100 м



«99 франков» / «99 Francs»

В этом есть своя печальная, но несокрушимая логика. Роман, злобно обличавший рекламную индустрию за отношение к своему потребителю, как к тупой домохозяйке, но клинически не способный при этом относиться к собственному читателю как-то иначе, получил соответствующую экранизацию. Награда нашла героя – теперь под кодом «99 франков» проходит не только пустенькая злобствующая книжка, прикидывающаяся сатирой, но и титанических размеров рекламный ролик, прикидывающийся художественным фильмом. Пустота в отражении пустоты, и так в бесконечность.

*Зевает*


«99 франков» / «99 Francs»

Когда режиссер Кунен впервые ввалился на международную сцену с лютым «Доберманом», казалось, что Франции, наконец, нашлось, чем адекватно ответить на новаторства американца Финчера и англичанина Бойла. Десятилетие спустя, когда и Финчер, и Бойл давно ушли в новые заоблачные дали, Кунен продолжает с упоением резвиться в той же самой песочнице. То есть, когда открывающая сцена «99 франков» цитирует сразу ДВА фильма Финчера («Игру» и «Бойцовский клуб»), трудно относиться к фильму серьёзно. Позже такая способность таскать отовсюду сразу пригождается Кунену ещё раз – в ключевой для фильма сцене передозировки цитируется одновременно «Трэйнспоттинг» и великий клип группы Massive Attack “Teardrop”. Обратите внимание - все первоисточники строго производства 90-х.


«99 франков» / «99 Francs»

Если бы «99 франков» были простой нарезкой отработанных десятилетие назад киношных приёмов, это было бы ещё полбеды – но Кунен, видите ли, желает вслед за Бегбедером (который, кстати, несколько раз довольно остроумным образом лично появляется в фильме) высказаться на актуальную тему. И в результате попадает ровно в ту же ловушку, куда ухнул в своё время с «Франками» и сам Бегбедер – обличая рекламу в качестве мирового зла, он в то же время столь глубоко увлечён её формой, что не в состоянии от неё абстрагироваться.


«99 франков» / «99 Francs»

И получается, что в пустоте и бесчеловечности рекламу уличает пустая и бесчеловечная книга, и столь же пустой и бесчеловечный фильм. То есть, выходя на бой с рекламой, и Бегбедер, и Кунен живописно и захватывающе ей проигрывают, настолько крепко она впиталась в каждую клеточку их организмов. В наблюдении за этой схваткой, конечно, есть свой интерес, но вовсе не по тем причинам, каковые видятся здесь авторам. Они не открывают нам глаза и не переворачивают весь наш мир с ног на голову. Просто невозможно не испытывать некоторого восторженного изумления, глядя на то, как человек битых два часа с остервенением тычет обвинительным перстом в зеркало.

Вердикт Кочерыжкина – жирный, настырный и ни капельки не интересный привет из 90-х.

Серж Кочерыжкин

Серж Кочерыжкин

Рекомендуем почитать