Главная
>
Статьи
>
«Возвращение мушкетеров»

«Возвращение мушкетеров»

05.02.2009
46

Режиссер — Георгий Юнгвальд-ХилькевичВозвращение мушкетеров
В ролях: Михаил Боярский, Вениамин Смехов, Валентин Смирнитский, Игорь Старыгин, Алиса Фрейндлих, Антон Макарский, Ирина Пегова, Лянка Грыу, Данила Дунаев, Дмитрий Нагиев, Дмитрий Харатьян, Александр Ширвиндт, Владимир Балон
Продолжительность — 110 м

«Четыре мушкетера погибли в один день. Тот свет — довольно гнусное место, почти такое же, как и этот, только не наливают. Зато оттуда можно наблюдать за действиями их детей: каждый успел их заделать по крайней мере по одному, причем некоторые — тайно. В это же время королева Франции промотала полстраны, а остальное украл кардинал Мазарини. Дети мушкетеров вызываются ко двору и должны вернуть сокровища, но по молодости не справляются, и тогда Д’Артаньян вымаливает у Господа увольнительную, чтобы продолжить закалывать каналей, одновременно осуществляя воспитание подрастающего поколения. В роли каналей — гвардейцы кардинала (уже непонятно какого), боевые монахи-ниндзя и вечный Владимир Балон-Де-Жюссак».
(а ещё они все ПОЮТ! — прим.авт.)

В репертуаре замечательного певца Тома Уэйтса есть такая песня — «Everything You Can Think of is True». Всё, что ты можешь себе представить — правда. Так вот, всё, что вы можете себе представить о «Возвращении мушкетеров» исходя из приведенного выше официального описания фильма (орфография и пунктуация, разумеется, сохранены) — правда. Точнее, даже не ВСЯ правда — потому что представить, насколько далеко зашли авторы «Возвращения мушкетеров» в своём стремлении, ммм, переосмыслить классику, невозможно даже в самых разнузданных фантазиях. Хотя нет — если прочертить траекторию этой мушкетерской истории в исполнении режиссера Юнгвальда-Хилькевича от самых первых «Трёх мушкетеров» до «Тайн королевы Анны», «Возвращение мушкетеров» красиво увенчает этот путь. В качестве невольного (или вольного) апофеоза всей пошлости, дурновкусия, маразма и чистой незамутненной запредельности, которых в «Мушкетерах» и так становилось всё больше с каждой новой постановкой.

Проще всего о «Возвращении мушкетеров» говорить тезисно, перечисляя его достижения через запятую. Первое появление легендарных героев на экране выглядит так — на общем плане, появившемся безо всякого предупреждения, кто-то, чертыхаясь, бежит по склону горы спиной к камере и прячется в пещере. Это Портос, а в пещере с ним Арамис. Где они, что делают — нет никакого ответа. Атос умирает, сидя у себя дома за столом — непонятно от чего. Михаил Боярский умирает от прямого попадания ядра в грудь и, умирая, долго играет лицом на крупном плане. Дмитрий Харатьян в роли короля Людовика 14-го, сидя по пояс голым в ванне с розовыми лепестками, читает рэп о том, как тяжело и одиноко быть королём. Антон Макарский в роли сына Арамиса весь фильм щеголяет в парике, в котором любому здравомыслящему человеку было бы стыдно выйти даже на сцену театра Пушкина. (Впрочем, у Дмитрия Нагиева и ещё пары-тройки персонажей те же проблемы). Монашка в исполнении Ирины Пеговой говорит всем «Ой, здрасссьте» и время от времени начинает ходить колесом. Все сокровища Франции умещаются в небольшом сундучке — укравший их кардинал Мазарини, едва появившись на экране, быстро прячет их в тайник в бревне, после чего его немедленно душат чётками. Михаил Боярский восклицает «Каналья!» в каждый удобный (и неудобный) момент, и поёт рок-балладу со словами «Я не молился в жизни никогда», стоя на коленях перед огромным распятьем, уходящим прямо в небо.

В какой-то момент действительно появляются монахи-ниндзя — один из них тут же падает в камин, а затем, горящий, выпадает из окна. Время от времени включаются спецэффекты — замедленно разбивается о камеру нарисованный бокал, брошенный Атосом, ядро из пушки замирает в воздухе а-ля «Матрица». Грандиозную финальную песнь, исполняемую всеми персонажами хором, с самого начала тупо перекрывают титрами, занимающими весь экран сверху донизу. А в определенный момент фильм и вовсе прорывается в реальность — Валентин Смирнитский во время драки вдруг замирает, снимает на крупном плане парик и устало вытирает им вспотевшее лицо.

Смотреть на всё это «великолепие», если честно, временами по-настоящему больно — в первую очередь уму. И если к старшему поколению актёров ещё можно отнестись хоть с каким-то пониманием — ну, подумаешь, собрались люди, тряхнули стариной, получили удовольствие друг от друга и от процесса, кто бы отказался от такого? — то к их младшим товарищам никакого снисхождения проявлять попросту невозможно. Весь молодняк, за исключением разве что Пеговой, с явным удовольствием играющей весёлую дурочку, с самых первых своих реплик играет настолько неубедительно, что окончательно низводит и без того сомнительную затею до уровня какого-то телевизионного предновогоднего капустника. Вот, собственно — будь «Возвращение мушкетеров» таким капустником, к нему не было бы вообще никаких вопросов. Ни к песням, ни к игре, ни к сюжету, ни к качеству съемки. Но выпускать это на большой экран в качестве полнометражного художественного фильма — право, это было совсем ни к чему.

Вердикт Кочерыжкина - мои глаза! Мои мозги! Аааааааа! по-своему уникальное кинематографическое переживание — переживать которое, впрочем, ни в коем случае не стоит стремиться ни единому человеку в здравом уме.

Серж Кочерыжкин

Рекомендуем почитать