Главная
>
Статьи
>
Культура
>
Вива, вива, ля революсьон

Вива, вива, ля революсьон

13.01.2009
5

На выходных среди прочего осуществил своё давнее намерение и пересмотрел все три «Матрицы» (более-менее) подряд. Про то, сколько раз я видел первую, лучше не вспоминать, вторую смотрел раз в четвертый (если учитывать фрагментарные разы в телевизоре), а вот третью пересмотрел впервые за пять лет, что прошли с её премьеры в кино.

И вот что тут интересно - когда смотришь на вторую и третью вместе сейчас, уже несколько отстранившись от тогдашних впечатлений, очень сильно видно, что же их на самом деле сгубило. А сгубил их банальный продюсерский карт-бланш - когда им дали добро буквально на всё, что угодно, с любым хронометражем и любыми деньгами. С первой-то «Матрицей» они до того, как её, наконец, сделать, носились уже много лет, и за это время успели её вылизать до последней циферки. Она, собственно, и выглядит совершенно чётким, лаконичным, взвешенным и законченным произведением. А тут прямо видно, как между ВОЗМОЖНОСТЬЮ сказать ЧТО УГОДНО и ПОТРЕБНОСТЬЮ сказать ХОТЬ ЧТО-ТО появляется и ширится такой расползающийся зазор, и они начинают его лихорадочно чем-нибудь затыкать.

Скажем, в третьей части эпизоды внутри Матрицы окончательно начинают напоминать такой спектакль деревянных китайских болванчиков - в разговорах с машинами и программами «наши» окончательно превращаются в ничего не понимающих истуканов, талдычащих, моргая за очками, «Что?», «Почему?» и «Какой выбор?». А когда включается пиротехника и спецэффекты, сильно видно, как никому, ни актёрам, ни самим Вачовски, ни капельки уже неохота устраивать очередной замедленный балет, но - надо, Федя, потому что чё это за «Матрица» без замедленного балета под пулями в кожаных плащах?

Но зато третья «Матрица» - это единственный фильм трилогии, в которой наконец-то по-настоящему оживает так называемый «реальный» мир. Во второй из него всё больше делали такое среднее между скучнейшей политической говорильней и рейвом 90-х - а в «Революции» он настоящий, выпуклый, за него реально страшно. Да и вообще, по-моему, ключевая сцена третьего фильма - это оборона шлюзов Зиона от нападения машин, 15-минутный мастер-класс по дичайшему просто накалу страстей и грохоту металла о металл. Чёрт знает, может, в этом был свой концепт создателей - потихонечку сместить акцент с непонятного мессии, который где-то там неизвестно где как-то там всех нас вроде бы спасает, на простых людей, которые всю эту метафизику в гробу видали, потому что им тупо надо выжить вот именно сегодня. В принципе, так, наверное, и выглядит на практике любое движение, у которого есть лидер и последователи. Или религия. Вы там сидите где-то в небе и чёрт знает чем заняты - а может, вас и нету вовсе - а мы люди маленькие, и у нас тут есть свои насущные проблемы, которые для нас важнее. Не зря же, в конце концов, именно в третьей части больше всего появляется настоящей человеческой крови - она единственная, получается, про живое, а не про концептуальное.

С.М.

 

Рекомендуем почитать