Главная
>
Статьи
>
Уважительно смотрим на монумент, слушаем разноцветное радио, сдаём позиции и путешествуем

Уважительно смотрим на монумент, слушаем разноцветное радио, сдаём позиции и путешествуем

30.01.2007
0

Tom Waits
«Orphans: Brawlers, Bawlers and Bastards»
2006, Anti

За этим без сомнения прекрасным названием «Сироты: драчуны, горлопаны и ублюдки» скрывается истинно титанический труд – трёхдисковый, 54-песенный сборник разных редких и неиздававшихся вещей Тома Уэйтса. Причём самое забавное в этой пластинке то, что Уэйтс так увлёкся разгребанием архивов, что в процессе написал ещё около 30 новых песен, также вошедших в это обширное полотно. Разумеется, прослушать всю эту массу музыки за один присест не стоит и пытаться – есть вполне реальный риск заблудиться в этом звуковом лабиринте где-то к середине второго диска. Лучше смаковать её по частям, благо она предусмотрительно разделена на три диска с более-менее чёткими стилистическими границами. На первом диске собраны «Драчуны» – те хрипатые и ржавые блюзы и рок-н-роллы, которыми Уэйтс, пожалуй, наиболее известен. В «Горлопанах» собрались в основном театрализованные баллады глубоко за полночь, а на диске «Ублюдки» окопалось самое, пожалуй, интересное – всевозможные странности и эксперименты, от рассказов про старый семейный «Понтиак», начитанных Уэйтсом на диктофон посреди оживленной улицы, до шумовых композиций совершенно неясного происхождения. Каждый из этих дисков, пожалуй, несколько избыточен – отслушать целиком с первого раза выйдет разве что «Ублюдков» благодаря их тотальной непредсказуемости. Но несмотря на некоторые очевидные слабости этой коллекции, «Сироты» всё-таки остаются настоящим монументом, памятником плодовитости, разносторонности и уникальности такого таланта, как Том Уэйтс. В конце концов, все недостатки этой коллекции, и так не сильно страшные, можно простить за одно только её название.

 

Basement Jaxx
«Crazy Itch Radio»
2006, XL

Британский дуэт Basement Jaxx всю дорогу специализировался на создании головокружительной танцевальной музыки, в которой куча самых различных стилистических элементов переплавлялись в один общий поток неконтролируемого удовольствия. Подобный трюк они проделывают и на “Crazy Itch Radio”, концептуальном альбоме, построенном на идее этакой виртуальной радиостанции, на которой Basement Jaxx могли бы вещать всё, что им в голову взбредёт. В этот раз они, похоже, хватанули шире, чем обычно – на этом взрывающемся яркими красками альбоме можно найти и хаотичное диско (“Hush Boy”) и меланхоличный хаус, исполненный под банджо и балалайки (“Take Me Back to Your House”) и какую-то натуральную электрифицированную цыганщину (“Hey You”). И всё это, заметим, ещё до того, как закончится пятая песня. Наверное, только Basement Jaxx могли свести в рамках единого альбома несколько рэпперов и вокалисток, балканские песнопения и Лондонский симфонический оркестр, рок-н-ролл и электронику, и получить в результате не сплошной бардак, а внятный и очень яркий поп-альбом. За это и любимы.

 

Killswitch Engage
«As Daylight Dies»
2006, Roadrunner

Пятерка с устрашающим названием Killswitch Engage принадлежит всё к тому же поколению новой волны «истинного» американского хэви-металл, что и коллективы Lamb of God, Shadows Fall, Chimaira, Trivium и Norma Jean. Где-то в начале 2000-х эти мальчики, выросшие на Slayer и Pantera, вернули тяжелой музыке брутальность и осмысленность – качества, несколько потерявшиеся за период царствования «нью-металла». Благодаря своей предыдущей пластинке “The End of Heartache”, на которой они уловили чрезвычайно правильный баланс тяжести и проникновенной мелодичности, Killswitch Engage выбились в лидеры этой относительно новой генерации – однако на “As Daylight Dies” они зачем-то добровольно сдают свои позиции. Казалось, что после “The End of Heartache” они преодолеют всяческие стилистические барьеры и взмоют куда-то в неизведанные выси – они же вместо этого предпочли сделать шаг назад и выпустить пластинку чистейшего металла. В жанровых рамках работа получилась выдающаяся – Killswitch Engage отливают свою музыку уверенно и жарко, обжигая разлетающимися во все стороны искрами; но при прослушивании “As Daylight Dies” никак не отделаться от ощущения, что эти парни способны на большее. Впрочем, их ситуация не беспрецедентна – несколько лет назад группа Deftones выпустила после феноменальной пластинки “White Pony” альбом “Deftones”, неплохой, но весьма односторонний. Три года спустя они реабилитировались отменнейшей работой “Saturday Night Wrist” – и если у парней из Killswitch Engage впереди маячит такая же перспектива, то волноваться, в общем, решительно не из-за чего.

 

Europe
«Secret Society»
2006, Sanctuary

Да-да, это та самая группа «Европа», чьи бессмертные «Ту-ту-ту-ру, ту-ту-ру-ту-ту» из вступления к песне “Final Countdown” прочно сидят в головах пары-тройки поколений родом из 80-х. Уже в самом том факте, что они до сих пор выпускают пластинки, чувствуется какая-то лёгкая неправильность – как будто бывший детский чемпион, которому уже перевалило за сорок, по-прежнему рвётся посоревноваться с юниорами. Впрочем, стоит заметить, что Europe в своё время по-честному развалились ещё в 1992 году, и собрались вместе только в начале 2000-х по просьбе каких-то концертных промоутеров. Первый альбом обновленной «Европы» вышел в 2004-м, теперь вот они записали и второй. Какой-то особенной радости в этой пластинке не найти – такой гладенький, обезжиренный хард-рок играют практически все дожившие до наших дней группы, прославившееся в 80-е пиротехническими соло и могучими начёсами. Более того, они делают это со смертельно серьёзными лицами – на “Secret Society” нет и следа той головокружительной, щенячьей почти радости, что была в классических вещах Europe. Могли бы, в общем, особо и не беспокоиться – вряд ли на свете есть хоть один человек, кто был бы не способен прожить без этого альбома.

 

Вика Цыганова
«Вояж-винтаж»
2006, Классик компани

А это та самая Вика Цыганова, которая лет, кажется, пятнадцать назад пела «Русская водка, чёрный хлеб, селёдка». Оказывается, все эти пятнадцать лет она благополучно выпускала пластинки, давала концерты и вообще, судя по всему, прекрасно себя чувствовала – её новая пластинка почти полностью посвящена различным туристическим вояжам по всяким замечательным местам. Для подкрепления этакой тематики в буклете даже можно найти рекламку сервиса по прокату яхт и пассажирских катеров где-то в Дубае – с пятипроцентной скидкой предъявителю. И правда, трудно отделаться от ощущения, что альбом был спонсирован всякими туристическими компаниями – песни называются «Восток», «Колумбия», «На морях», «Париж» и так далее. Правда, посреди всей этой туристической благодати почему-то попадается довольно издевательская композиция «Московские пробки», этакий отмороженный вальсок с любительским хором в припеве и вокалом Цыгановой, будто надышавшейся гелием. В аранжировках тут в основном присутствует довольно предсказуемый туристический шик – скажем, в песнях про Восток и Колумбию звучит что-то вроде босса-новы, а в композиции «Париж» имеется непременный аккордеон. Есть, впрочем, и неожиданные ходы – вроде как сатирическая песня «Рашэнн туристо» аранжирована почему-то в подражание группе Boney M, вплоть до вкраплений хриплого мужского вокала. В целом же выходит вполне сносно – world music в версии «Радио Шансон».

Иванов-Ножиков

 

Иванов-Ножиков, человек с магнитофоном в голове

Диски для обзора предоставлены магазином «Погружение»
• пр. Мира, 89, тел. (3912) 22–23–83;
• Магазин «Колизей» — пр. Красноярский рабочий, 89, тел. (3912) 34–84–74
• Магазин «Колизей-2» — ул. Взлетная, 2, тел. (3912) 54–13–31

Рекомендуем почитать