>
>
>
«Следовать целям ООН, развивать волонтерство, делиться опытом»: как прошел международный экосаммит «Сибирская перспектива» в Красноярске

«Следовать целям ООН, развивать волонтерство, делиться опытом»: как прошел международный экосаммит «Сибирская перспектива» в Красноярске

04.10.2021
1
Участники экомарафона «Понеслось» и корпоративной программы «Комбинат добра»

Биоразнообразие и крупный бизнес

Когда речь идет о защите экологии крупными компаниями, чаще всего имеется в виду снижение выбросов парниковых газов, о котором так много говорят во всем мире в последние годы. Однако, это не единственная экологическая проблема, которую нужно решать. Например, одной из центральных тем экосаммита «Сибирская перспектива» стало сохранение биоразнообразия в природе.

Что такое биоразнообразие? Это очень широкое понятие, подразумевающее разнообразие жизни во всех ее проявлениях — в частности, сосуществование в природе большого количества разных видов животных и растений. Большое биоразнообразие в природе — достаточно обыденное и полезное явление, гарантирующее выживание экосистемы. Но поскольку человек может своими неосторожными действиями навредить природе, ООН в 2015 году назвала сохранение биоразнообразия в числе 17 целей в области устойчивого развития, входящих в повестку дня на период до 2030 года.

Как раз достижение в России данной цели устойчивого развития силами волонтеров и бизнеса и было центральной темой саммита, который компания «Норникель» организовала при поддержке Национального совета по корпоративному волонтерству, Ассоциации менеджеров России и благотворительного фонда «Заповедное посольство».

«Важно понять, как наш опыт соотносится с опытом других компаний. При этом нужно не скопировать чужой опыт, а оценить его через призму нашей компании, адаптировать к нашим территориям и нашим условиям. Программа саммита устроена так, что участники могут оценить самые разные практики и выбрать те, которые им наиболее интересны. Мы готовы делиться своим опытом и готовы и дальше создавать новые проекты в сфере экологии», — отметил Игорь Сухотин, директор департамента социальной политики компании «Норникель».

Первым событием саммита стал круглый стол «Практики реализации успешных проектов бизнеса в целях сохранения биоразнообразия. Роль корпоративного волонтерства в экологической стратегии компании». Участники круглого стола отметили, что участие сотрудников крупных компаний в добровольческой деятельности не только позволяет поднять эковолонтерство на новый уровень, но и способствует развитию партнерства между самими компаниями.

Все цели устойчивого развития, определенные ООН до 2030 года
Фото: ru.wikipedia.org

Для «Норникеля» экологическая политика в последнее время стала приобретать всё большую важность. В 2020 году была утверждена экологическая и климатическая стратегия, одним из пунктов которой стало сохранение биоразнообразия. Впрочем, другим обозначенным ООН целям компания тоже следует — об этом рассказала Светлана Ивченко, директор департамента устойчивого развития.

«Компания выбрала для себя 6 целей устойчивого развития в качестве приоритеных и 6 — в виде фокусных. В целом, компания следует всем 17 целям, но некоторые выделяет: например, климат, индустриальное развитие, благополучие сотрудников и жителей городов. Вокруг этих целей сформированы стратегии и инвестиционные программы», — рассказала Светлана Ивченко.

Помимо представителей бизнеса и общественников, в круглом столе приняли участие ученые, работники особо охраняемых природных территорий и представители органов власти.

«Проблема устойчивого развития — это глобальная проблема. Проблема разнообразия — одна из наиболее острых и наиболее важных. Нужно говорить о том, какую роль в решении этих проблем должна играть Россия, и какую роль — отдельные российские компании. Те из них, кто является ведущими, в этом плане вполне соответствуют мировому тренду, и их программы поддержки биоразнообразия могут считаться если не лучшими практиками, то, по крайней мере, добротными подходами. Компании, которые сегодня смогут сочетать собственные бизнес-интересы с интересами планеты, смогут выжить на рынке», — считает Юрий Благов, кандидат экономических наук, доцент кафедры стратегического и международного менеджмента Высшей школы менеджмента Санкт-Петербургского государственного университета.

Мнения и практики

Другое важное мероприятие саммита — так называемая «Зеленая гостиная», представляющая собой дискуссионную площадку, в ходе которой участники могут сесть за одним столом и обсудить самые разные темы, будь то волонтерские программы, научные исследования, развитие экотуризма или стартапы в сферах, связанных с сохранением биоразнообразия.

Работа гостиной была организована таким образом, что ее участники могли участвовать в нескольких дискуссиях. Это позволило еще активнее обмениваться опытом и интересными идеями.

«Весь этот год я езжу по России вместе с волонтерами, несколько раз была в Арктике. Представители бизнеса часто спрашивают меня, как сделать свою работу экологичнее, и я не всегда знаю, что им ответить. Но после сегодняшнего саммита, надеюсь, у меня будет больше ответов для них», — рассказала Ирена Понарошку, телеведущая и блогер, выступающая за экологичный образ жизни.

Кроме того, «Зеленая гостиная» стала местом презентации лучших волонтерских проектов таких компаний как «Норникель», Росатом, МТС, «Сибур», «Леруа Мерлен», KFC и Сбер. Среди корпоративных проектов:

  • уборка мусора и его раздельная сортировка;
  • благоустройство общественных пространств;
  • поддержка семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья;
  • образовательные мероприятия по формированию бережного отношения к природе.

Участники саммита неоднократно отмечали важность корпоративного волонтерства и развития экостратегий, включающих в себя добровольческие инициативы сотрудников предприятий. А также финансовую поддержку, которую крупные компании — такие как «Норникель» — оказывают волонтерским инициативам.

Общее дело

Как уже говорилось, одной из главных тем экосаммита было развитие корпоративного волонтерства и его роль в сохранении биоразнообразия. Очень много участники говорили о том, как адаптировать проверенные в офлайн-формате волонтерские инициативы к реалиям пандемии.

«Переход к онлайн-формату требует времени, настойчивости и воспитания. Из-за изменений, случившихся во время пандемии, приходится отвыкать от форматов, к которым сотрудники привыкли за долгие годы работы. Это может привести к снижению количества корпоративных волонтеров, но это тот путь, который мы избрали, и для него требуется время», — отметила Ольга Суроткина, менеджер по операционной поддержке бизнеса, внешним связям и коммуникациям российского представительства компании Coca-Cola.

В завершении первого дня участников экосаммита ждала экскурсия по фанпарку «Бобровый лог», генеральным инвестором которого 16 лет назад также выступила компания «Норникель». В дни саммита в фанпарке открылась выставка «Корни дерева», посвященная биоразнообразию.

Второй день мероприятия был полностью посвящен волонтерам — прошел экослет участников экомарафона «Понеслось» и корпоративной программы «Комбинат добра», направленной на развитие корпоративного волонтерства в городах присутствия «Норникеля».

Проект «Понеслось» — часть корпоративной волонтерской программы «Норникеля»

В этом году проходит уже 6-й сезон проекта «Понеслось». В марафоне участвуют Норильск, Краснноярск, Чита, Саратов, Москва и Мурманская область. Победители «Понеслось-2021» получат сертификаты от «Норникеля» номиналом 50 000, 100 000 и 150 000 рублей на благотворительные цели.

В ходе одной из дискуссий саммита участники высказали интересную мысль: проще всего сохранить биоразнообразрие в природе, полностью изолировав ее от человека. Однако, чтобы сохранить природу, дав человеку доступ к ее богатствам, нужны совместные усилия неравнодушных людей, ученых и крупного бизнеса. Как раз выработке совместных планов и стратегий и была посвящена большая часть этого важного международного мероприятия.

Интернет-газета Newslab,
фото: Мария Ленц, пресс-служба компании «Норникель»

Рекомендуем почитать