Главная
>
Статьи
>
«Миллион лет до нашей эры» / «RRRrrrr!!!»

«Миллион лет до нашей эры» / «RRRrrrr!!!»

26.03.2004
4
Режиссёр: Ален Шаба
В ролях: Марина Фойс, Жерар Депардье, Ален Шаба, Дэмиэн Жуйеро


«Миллион лет до нашей эры» / «RRRrrrr!!!»

Шаба – режиссёр, на счету которого «Дидье» и «Астерикс и Обеликс: миссия Клеопатра» – две очень разные, но в равной степени уморительно смешные комедии. Но, по непонятным причинам, его новый фильм вызывал определённые сомнения и опасения – сможет ли феерический француз удержать заданную им самим чрезвычайно высокую планку? Хотелось бы сказать, что при первых же кадрах они (сомнения и опасения) развеялись, как дым, но нет – новое творение Шаба получилось весьма неоднозначным… Не могу себе позволить восторженно и безапелляционно рекомендовать эту ленту к всеобщему просмотру, как это было, например, с «Дидье».


«Миллион лет до нашей эры» / «RRRrrrr!!!»

«Миллион лет до нашей эры» не менее смешон, чем предыдущие работы режиссёра, но корень веселья здесь совершенно в другом. При всём, буквально бросающемся в глаза, примитивизме, картине присуща удивительная для современной комедии тонкость, собственно, в этом-то примитивизме и обнаруживаются её корни, главное – не обмануться в своих ожиданиях. Говоря об этом, нельзя не заметить, что оригинальное название выбрано чрезвычайно удачно, поскольку создаёт необходимый настрой и формирует ясные ожидания, чего никак нельзя сказать о его русском прокатном «переводе».

Наличие нескольких уровней восприятия происходящего на экране позволяет фильму быть интересным самому разному зрителю, в смысле, как возраста, так и пристрастий, и уровня интеллектуального развития. Во время сеанса зал был более чем наполовину заполнен детьми, причём по большей части младшего и среднего возраста, и надо сказать, что эта аудитория воспринимала картину весьма благожелательно – попросту говоря – покатывалась со смеху. Вряд ли они смеялись над тем же, что и сидевшая через пару кресел от меня шестидесятилетняя дама, приведшая в кино своих внуков.


«Миллион лет до нашей эры» / «RRRrrrr!!!»

И совсем уж маловероятно, что они (и внуки, и бабушки) разглядели в этой идиотской истории про первое преступление тонкую пародию на современные триллеры, каковой она и является в первую очередь. Именно сюжетная линия расследования первого убийства человека человеком является основной, а соперничество между племенами «чистоволосых» и «грязноволосых», столь широко анонсируемое прокатчиками, – не более чем исторический фон, на котором и разыгрывается комедия таинственных преступлений. Расследование развивается в полном соответствии с законами жанра, все необходимые атрибуты наличествуют, только выглядит всё это уж очень смешно. В некоторой степени «Миллион лет…» – это ещё и пародия на сериального образца мелодраму с непременным воссоединением влюблённых и нахождением потерянных детей. Присущие фильму лёгкость и изящество не мешают ему быть весьма жестоким к первоисточникам.


«Миллион лет до нашей эры» / «RRRrrrr!!!»

Для того чтобы из этой мешанины идей и жанров родилось нечто удобоваримое, необходимы были первоклассные актеры, и они были найдены. Бесспорно, великолепны толстяк Депардье и показавший себя мастером эпизода Жан Рошфор, но в первую очередь речь должна идти об отличных актёрах, исполнивших роли парочки бездельников-детективов, вождя и, конечно же, его супруги – очень красивая женщина – вы с ней ещё не знакомы? Весело и убедительно они разыгрывают эту диковинную историю. Да и сам Ален Шаба – отличный комедийный актёр, способный удерживать внимание зрителя на протяжении всего фильма, как в истории про Дидье, которого он, собственно, и сыграл, и блеснуть в небольшой роли, как в «Миссии Клеопатра», где он предстаёт бесподобным Цезарем. В «Миллионе лет…» он не лишил себя (и как следствие – нас) удовольствия появиться на экране в ключевой роли – злобного маньяка, совершающего страшные убийства.

Не знаю, были ли люди такими, как в этой картине, тридцать пять тысяч лет назад, но на нас сегодняшних это очень похоже, так что «RRRrrrr!!!» – не только пародия на отдельные кинематографические жанры, но и социальная сатира, заставляющая нас смеяться над собой, но не портящая при этом настроения. Разгадка этого эффекта – позитивный идиотизм – то, чего так не хватает в набивших уже оскомину американских комедиях. То есть идиотизма в них более чем достаточно, но им всё и ограничивается, впрочем, и творения современных нам соотечественников не далеко от них ушли. Фильм Шаба представляет нам новый, весьма оригинальный взгляд на пародию. За, казалось бы, простыми, даже глупыми шутками скрываются серьёзные мысли, но если у вас нет желания «думать» их, то можно расслабиться и просто получать удовольствие от лёгкой и непосредственной комедии.

Александр Спасов

Рекомендуем почитать