>
>
>
«Главное — это скорость и пассажиропоток!»: разбиваем миф о том, что в Красноярске строят «недометро»

«Главное — это скорость и пассажиропоток!»: разбиваем миф о том, что в Красноярске строят «недометро»

22.12.2022
249
Современный трамвай «Лев» в Перми. Для красноярского метротрама планируют закупить 40 таких трамваев
Фото: ru.wikipedia.org

Часто в комментариях к публикациям о строительстве в Красноярске «системы скоростного подземно-наземного рельсового транспорта», которая позиционируется властями как метро, встречаются фразы, что нас обманули и строят суррогат, недометро, вообще не метро. Всё из-за того, что, кроме подземного тоннеля, планируется наземная часть, а в качестве подвижного состава будет использован трехсекционный трамвай. А метро должно быть как в столице: тоннели глубоко под землей, длинный поезд, вышел из подъезда — и сразу станция.

Можно выделить две основные претензии комментаторов:

  • нельзя называть или считать метрополитеном скоростной трамвай;
  • легкорельсовый транспорт хуже, медленнее, неудобнее, теснее столичного метрополитена.

В недавнем материале о метро в Красноярске мы рассматривали отечественный пример системы легкорельсового транспорта — Волгоградского скоростного трамвая. Пример, откровенно говоря, спорный. Поэтому для объективной картины посмотрим, как обстоят дела с легкорельсовым транспортом за рубежом.

Сколько в мире метро, где используется трамвай?

В мире насчитывается около 50 городов, где построена и успешно действует система легкорельсового транспорта, а не классический тяжелый метрополитен или даже легкое метро (таковым считается, например, метро Копенгагена). Там в качестве подвижного состава используются многосекционные трамваи.

Они ходят в подземных тоннелях (в центре города в основном) и по наземным частично обособленными путям с приоритетным проездом перекрестков. В некоторых системах обходятся вообще без тоннелей, а в ряде городов наземные линии трамвая полностью обособлены.

Это неполный список таких систем — легко посчитать, сколько из них называются метро:

  • Малага — Metro de Malaga
  • Порт Луи — Metro Express
  • Тунис — Métro léger de Tunis
  • Сан-Франциско — Muni Metro
  • Портленд — Metropolitan Area Express
  • Остин — Capital MetroRail
  • Аликанте — TRAM Metropolitano de Alicante
  • Антверпен — Antwerpse tramnet
  • Штутгарт — Stadtbahn Stuttgart
  • Гаага-Роттердам — RandstadRail
  • Эдмонтон — Edmonton Transit Service
  • Калгари — CTrain

Есть системы скоростного трамвая (в том числе с тоннелями), действующие параллельно с метрополитенами: Мадрид (Metro Ligero), Севилья (MetroCentro), Буэнос-Айрес (Premetro), Барселона (Trambaix), Берлин (Straßenbahn Berlin), Стамбул (İstanbul Tramvayı), Мехико (Tren Ligero), Сидней (Light Rail).

Также в нескольких классических метрополитенах часть линий — трамвайные: Валенсия (Испания), Франкфурт, Брюссель, Будапешт, Вена, Лос-Анджелес, Бостон, Кливленд, Гвадалахара.

Вряд ли жители Порту, Хьюстона или Туниса протестуют в социальных сетях, что их скоростные трамваи называют метро. А жители Антверпена, Калгари или Аликанте страдают, что их легкорельсовый транспорт не называют метрополитеном, как в Миннеаполисе, Руане или Малаге.

Почему в мире не переживают по поводу названия? Потому что там принята такая классификация:

  • Mass rapid transit (MRT) — это традиционные тяжёлые метрополитены, которые на разных языках называются по-разному, не обязательно метро: Subway, Underground, U-bahn, Tunnelbana.
  • Medium-capacity system (MCS) — лёгкое метро, как SkyTrain Ванкувера, метрополитены Копенгагена, Ньюкасла или Глазго.
  • Light rail transit (LRT) — сюда включают системы скоростного трамвая и гибридные системы.

Поэтому и красноярскому обывателю можно выдохнуть — и метротрам, и легкорельсовый транспорт (LRT), и штадтбан (S-bahn) легко могут называться метро. И не просто называться — полноценно выполнять ровно ту же функцию, что метро. А чтобы у вас голова не шла кругом от различных классификаций, мы познакомим с самыми важными критериями и сравним их по параметрам.

Что быстрее — метропоезд или трамвай?

Самые правильные критерии оценки транспортной системы сформулировал американский инженер-проектировщик Вукан Вучик в своей книге «Транспорт в городах, удобных для жизни»:

  1. Тип или категория приоритетности проезда — ROW.
  2. Технология — дорожный или рельсовый транспорт.
  3. Тип сообщения — местное, экспрессное, специальное и т. п.

Категория прав проезда — ROW — является базовой инфраструктурной характеристикой систем городского транспорта.

ROW-А. Движение по направляющим, обычно рельсового типа, полностью инженерно отделенное от остального дорожного движения. Для ROW-A не важны характеристики — подземное или наземное, контактный рельс или кондуит, трамвай или метропоезд, рельсы или шинный ход, автоматическое или с водителем, количество и ширина вагонов. Пример — привычное всем московское метро. А также ROW-A имеют некоторые системы легкорельсового транспорта — Metro Севильи, O-Train Оттавы и скоростной трамвай Аддис-Абебы.

ROW-В. Частичное обособление движения по рельсовым путям или полосам движения общественного автомобильного транспорта, расположенным по осевой линии улицы с физическим отграничением от общего потока транспортных средств. ROW-B не требует очень дорогой инфраструктуры, обходится заметно дешевле и в строительстве, и в эксплуатации, чем ROW-A, при этом приближается по характеристикам к ROW-A. Наш случай — ROW-B. А первый этап первой очереди красноярского метро — тоннель, то есть вообще ROW-A.

Доказать, что скоростной трамвай приближается по своим техническим характеристикам к метрополитену, легко. Начнём с маршрутной скорости. Это скорость движения состава на заданном участке с учётом времени стоянок на всех попутных станциях, разгонов и замедлений. Не верьте, если вам утверждают, что в метро скорость 80 км/ч. Самая распространённая маршрутная скорость в метро — 40-45 км/ч.

Например, такая маршрутная скорость на Кольцевой линии Московского метрополитена. Смотрим видео в реальном времени, зная длину линии (19,4 км) и время проезда (27 минут), считаем маршрутную скорость — 43 км/ч.

Примерно такая же маршрутная скорость на Ленинской линии Новосибирского метрополитена. 10,5 км поезд промчал за 15 минут 20 секунд — получили 41 км/ч.

Но есть нюанс. Развить такую скорость позволяют длинные перегоны между станциями — и на Кольцевой, и на Ленинской в среднем это 1,7 км. В красноярском тоннеле перегоны между станциями еще больше: Высотная-Копылова — 2,4 км, Копылова-Вокзальная — 1,9 км, Вокзальная-Пл. Революции — 1,4 км, Пл. Революции-К. Маркса — 1,2 км, К. Маркса-Шахтеров — 3,4 км. То есть в красноярском тоннеле маршрутная скорость трамвая окажется даже выше, чем в метро.

Но читатель справедливо возразит, что во-первых, у нас в будущем может прибавиться промежуточных станций в тоннеле, а, во-вторых, после тоннеля трамвай вообще запланирован по наземным путям. «Наш трамвай начнёт проигрывать метро в скорости!»

Для начала давайте посмотрим, что происходит в классическом метро с маршрутной скоростью, если на отрезке увеличивается количество остановок. Возьмем участок Сокольнической линии в центральной части Москвы — от Спортивной до Сокольников: 10 промежуточных станций на 11 км (приближенно к нашему тоннелю в 10,4 км), или через каждые 1,1 км. Маршрутная скорость уже 32 км/ч!

А вот что может многосекционный трамвай на аналогичном по длине участке с аналогичной частотой остановок, при этом идущий в режиме скоростного — то есть с приоритетным проездом перекрестков. Линию Canberra Metro длиной 12 км с 11 остановками трамвай проезжает ровно за 24 минуты — маршрутная скорость ровно 30 км/ч! Практически как на Сокольнической линии в Москве, в тоннеле, где нет пересечений с автомобильным транспортом!

На линии трамвай проезжает 27 (двадцать семь!) пересечений с автомобильным транспортом и ни разу не уступает ему право проезда. Особенность в том, что практически все остановки привязаны к перекрестку — пока трамвай стоит, движется перпендикулярный поток.

«Так это Канберра!» — воскликнут скептики.
«Там население 460 000 жителей и слабый автомобильный трафик».
«В нашем климате трамвай нельзя!»

Ну, во-первых, трамваю все равно, сколько автомобилей стоит на свой красный в перпендикулярном потоке, пока он проезжает перекресток на свой зеленый. А, во-вторых, все ровно то же самое работает и в городах с населением больше Красноярска, с большим уровнем автомобилизации и в похожем климате.

Как метро работает в городах, похожих на Красноярск?

Итак, рассмотрим системы легкорельсового транспорта в городах, население и климат которых максимально приближены к красноярским. Основной итоговый показатель — маршрутная скорость. Все данные проверяются с помощью видео проезда по линиям в реальном времени, которые легко найти в интернете.

Калгари

Население агломерации — 1, 5 млн. Средний минимум января — 15 Сº (это всего на 4 градуса выше Красноярска, где средний минимум января −19 Сº). Система Ctrain состоит из двух линий общей длиной 60 км. Здесь всего одна подземная станция на коротком участке тоннеля (а всего в тоннеле проходит 3,4 км путей), зато большинство наземных остановок оснащены теплыми павильонами. У линий есть общий 2-километровый участок в центре города. На периферии пересечений с автомобильным транспортом мало, поэтому там трамвай идёт быстрее.

Подвижной состав — высокопольные трамваи Siemens SD-160, Siemens S200, Siemens—Duewag U2.

Маршрутная скорость — 38 км/ч.

Эдмонтон

Население агломерации — 1, 4 млн. В январе здесь на 1 градус ближе к красноярским морозам, чем в Калгари. Edmonton Transit Service — это 24 км путей. Вторая линия — это по сути аппендикс первой линии, по которому ходит второй маршрут. Подземный участок длиной 4,4 км находится в центральной части, на нем расположены 7 станций.

Здесь используются те же модели высокопольных трамваев, что в Калгари, за исключением Siemens S200.

Маршрутная скорость — 43 км/ч.

Агломерация двух американских городов Миннеаполис и Сент-Пол с населением 3, 6 млн.

Здесь немного теплее, чем в Канаде — средний минимум января −14 ºС. Местное метро (Metro Transit) настолько сурово, что обходится вообще без тоннелей. Две линии, 37,5 км и только 2 станции аналогичны подземным — расположены под терминалом аэропорта и под зданием торгового центра.

Здесь ходят низкопольные трамваи Siemens S700, Siemens S70 и Bombardier Flexity Swift.

Маршрутная скорость — 30 км/ч.

Как видим, в представленных системах трамвай не уступает в маршрутной скорости классическому метро. А иногда и превосходит!

Теперь самое интересное! В этой таблице сравним нашу систему с рассмотренными: длину линии с подземным тоннелем возьмём от Бугача до Спортзала (20 км).

Город (агломерация) / система Кол-во жителей Ср. минимум января Длина, км Кол-во станций Крытые станции Подз. станции Длина тоннелей, км Маршрутная скорость, км/ч Подвижной состав
Калгари / Ctrain 1, 5 млн -15 ºС 60 53 18 1 3,4 38 Siemens SD-160, Siemens S200, Siemens—Duewag U2
Эдмонтон / Edmonton Transit Service 1, 4 млн -16 ºС 24 31 5 7 4,4 43 Siemens SD-160, Siemens—Duewag U2
Миннеаполис-Сент-Пол / Metro Transit 3, 6 млн -14 ºС 37,5 42 1 2 0 30 Siemens S700, Siemens S70, Bombardier Flexity Swift
Красноярск / Метро 1, 1 млн -19 ºС 20 20 2 5 11 35 «Лев»


А если предположить, что другие трамвайные линии, которые собираются строить и модернизировать в Красноярске — линия из Солнечного на правый и вся правобережная система с проездом через Коммунальный мост — войдут в единую систему с названием Метро, общая длина путей получится около 60 км.

Какие претензии к трамваю?

Безусловно, у трамвая есть ряд изъянов в сравнении с классическим метрополитеном. И нашему метро эти тонкие моменты не избежать.

Провозная способность

Из информационной справки известно, что для нашей системы рассматривают трех производителей трамваев, при этом «Усть-Катавский вагоностроительный завод» и белорусский «БКМ-Холдинг» свои модели еще только разрабатывают. А вот «Лев», созданный «ПК Транспортные системы», пусть и в одном экземпляре, но уже возит пассажиров в Перми. Сравним «Льва» с его низкопольными одноклассниками из Миннеаполиса — Siemens S70 и Bombardier Flexity Swift (у трамваев с высоким полом есть преимущества в комплектации салонов). Как видим, в параметрах вместимости наш не уступает.

Модель Длина, м Пассажировместимость Сидячие места
Siemens S70 28,74 290 63
Bombardier Flexity Swift 28.65 275 70
«Лев» 34,7 265 70

Трамвай, конечно же, уступает во вместимости поезду метро. Но, как вы успели заметить, в рассмотренных североамериканских метрополитенах используют системы многих единиц (СМЕ). Однако известно, что трамвай «Лев» технически не приспособлен к работе в сцепке. Поэтому проблема возросшего пассажиропотока в Красноярске будет решаться увеличением частоты рейсов. Либо нужно выбирать другую модель — способную работать в сцепке. Но здесь важно, чтобы красноярские станции проектировались длиной 70 м — под сцепку из двух трамваев. В метро Финикса (население агломерации 5 миллионов человек) и в метро Хьюстона (население Большого Хьюстона 7 миллионов человек) как раз используют СМЕ из двух трехсекционных трамваев.

Пересечение с автомобильными потоками

С ДТП на линиях справляются все без исключения аналогичные системы. Минимизируют риски ужесточением условий проезда — от разметки-вафли (много ДТП на перекрестке Вейнбаума-Маркса?) до закрытия переездов шлагбаумами. При этом у некоторых систем даже линии не обособлены.

Если ДТП парализует наземную часть красноярской линии, конечной станцией автоматически становится оборотный тупик на Молокова (где не будет никаких физических пересечений с автотранспортом), и 11 км линии в тоннеле продолжают действовать. Движение на наземной части восстановить можно менее, чем за час. В это же время пассажиры могут продолжить путь на автобусах.

К тому же, на наземных линиях всегда есть пересечения путей со стрелками, которые позволяют выключить из трафика сегмент с ДТП и продолжать челночное движение на остальной наземной линии. Все сценарии давно просчитаны и реализованы на практике. Представляете, ни одно наземное метро до сих пор не закрылось из-за возможных ДТП на перекрестках.

Таким образом, мы убедились, что система скоростного рельсового транспорта, которую строят в Красноярске, как и несколько десятков успешно действующих аналогичных систем, не только может смело называться метро, но и являться метрополитеном функционально.

Трамвай идет с такой же скоростью, как метро, а иногда даже быстрее. При этом ему не всегда нужны тоннели. В сцепке либо с высокой частотой движения трамвай вывозит пассажиропотоки в городах с населением даже больше Красноярска. При этом в регионах с настоящей зимой трамвай обходится без тоннелей, а его пассажиры не испытывают дискомфорт. Так что ждем Красноярское метро!

Дмитрий Иванов специально для Newslab

Рекомендуем почитать