США, 2002 год.
Вечер. Открытое море. Пассажирский лайнер "Антония Граза" с протитаниковской, немного настораживающей роскошью. Томная итальянка в красном чувственным низким голосом поет, кажется, о любви. (О чем еще могут петь томные итальянки в красном таким чувственным низким голосом?) Богатые люди ужинают, отдыхают, танцуют. Наслаждаются тем, что Господь как-то выделил их из общей массы, дав им деньги и этот лайнер, и хорошую погоду к ужину, и эту томную итальянку с хорошим голосом. Приятная музыка и романтические завитушки на титрах настраивают на легкую комедию или, в крайнем случае, мелодраму, но внимательный зритель уже насторожился. Среди довольных лиц мелькает лицо юной девчушки - кажется, она не вполне осознает свою принадлежность к касте избранных, и ей банально скучно. Какие-то колесики из корабельного оборудования начинают шевелиться. Люди танцуют на небольшом пятачке в середине зала, умиротворенно колышутся в дорогой обуви над красивой, выложенной на полу, скорее всего, из дерева Розой ветров. В недрах корабля продолжается шевеление: что-то двигается, разматывается... Ну же! Развязка быстра и сочна: один из корабельных канатов почему-то оказывается внутри и заботливо растянутым проносится на огромной скорости через весь зал. (Так, перевязав торт шелковой ниткой, кулинары в домашних условиях делят корж на две половины.) Люди замерли - что это? Нет, - люди умерли, и кусками ссыпаются на пол, заляпывая Розу ветров своими кровавыми обрезками. Выполнивший свою миссию, заляпанный в чем-то красном и противном, канат мелко вибрирует. В живых осталась только девчушка в белом - не доросла, высоковато канат прошел, - и стоит она одна среди рубленой человечатины, сжимая своего безголового партнера.
Это красивая, стильная, но и, увы, единственная достойная внимания часть "Корабля-призрака". В дальнейшем в фильме будет ещё одна яркая сцена, но это будет то же, только с большими подробностями. Режиссер Стив Бек, плодящий весьма посредственные фильмы ужасов (собственно, их всего два: "Дом ночных призраков" и "Тринадцать привидений"), добавил к своему послужному списку ещё один. Если верить интернетовским отзывам, "Корабль-призрак" получился лучше предыдущих. Э-эээ: Что же тогда было до этого?
Вообще-то, Бек начинал как мастер по визуальным эффектам (он, например, работал над спецэффектами к "Бездне"), но, как и большинство людей вращающихся в киношном бизнесе, не смог избежать искушения стать режиссером. И пока, на мой взгляд, зря. "Корабль-призрак", за исключением пары вышеупомянутых сцен, получился скучным, предсказуемым и ничуть не страшным. Спецэффекты (вполне обычные, кстати) не смогли заменить собою интересный сценарий, содержательные диалоги или характерность персонажей. К тому же в фильме порядочное количество трупов, а "ужасность" ужасов прямо пропорциональна их количеству. Чем больше кровавых жертв, тем продуманнее должен быть сценарий, чтобы все это выглядело правдоподобнее для зрителя. "Ужасность" не в криках и кровавых лужах, - страх к зрителю приходит исподволь, с деталями, с паузами в нужных местах, от которых мурашки по коже, с актерской мимикой, когда ты не видишь, что именно испугало актера, но видишь, КАК испугало. Каждая новая сцена должна вовлекать. И пугать, и заманивать одновременно. Так, чтобы зритель закрывался от происходящего на экране: страшно; но оставлял маленькую щелку для просмотра: интересно. Но интересно-то будет вряд ли - настолько уже обыграна и избита общая сценарная фабула "Корабля-призрака": море, группа людей на небольшом катерке, затерянный корабль, на котором живет Зло в том или ином обличье. Ну просто невозможно не вспомнить один из недавних фантастических боевиков (не помню названия), где события развивались на удивление похоже. И там, и там группа людей находит в нейтральной зоне брошенный корабль. И там, и там размеры находки и обстоятельства её нахождения сулят счастливчикам неплохой барыш. И там, и там из счастливчиков экипаж превращается в жертв. И пусть легенды совершенно разные, но впечатление похожести очень и очень отчетливо. Исход событий в "Корабле-призраке" можно предсказать ещё в самом начале. При этом можно перемежать просмотр со сном, перекуром, телефонными разговорами - ничего важного вы не упустите. При таком эффектном начале фильм проходит перед глазами, ничуть не трогая, окончательно и бесповоротно разочаровывая к финалу. Может, это особый режиссерский экстрим: фильм снимается в кратчайшие сроки (создатели "Корабля-Призрака", например, уложились в три месяца), без звезд и с плохим, желательно, уже неоднократно использованным сценарием? Если и так, то меня, во всяком случае, об этом не предупреждали.
Короче, учиться господину Беку ещё и учиться.
Максим Потемкин