Людмила Васильевна Токмакова - начальник управления информации администрации Красноярска.
Родилась в Красноярске. Отец был военнослужащим, мать работала на почте. В 1979 году окончила среднюю школу №83. Поступила в Красноярский государственный педагогический университет на филологический факультет.
После окончания института преподавала в общеобразовательной школе, затем преподавала в колледже.
В данный момент продолжает обучать студентов на социально-правовом факультете. В 1997 году возглавила городское управление социальной защиты. Перешла на новую должность в марте 2003 года.
Людмила Васильевна, в Вашей карьере произошли довольно существенные изменения, это было для Вас неожиданно?
- Я думаю, что в наше время каждый человек в той или иной степени готов к переменам, потому что изменяются жизненные ситуации. Наверное, внутренне к каким-либо изменениям и я была готова. Но само предложение в тот момент прозвучало неожиданно. Время, для того чтобы обдумать, взвесить свои возможности, у меня было. И я бы не назвала эту перемену кардинальной. Кардинальная - это когда меняется все в корне, а я по-прежнему остаюсь управленцем. Если ранее мне приходилось заниматься управлением процессами в сфере социальной защиты, то сейчас надо будет управлять информацией и взаимодействовать с другими организациями. На прежнем месте работы мне неоднократно приходилось взаимодействовать со многими средствами массовой информации, как с электронными СМИ, так и с печатными. Такого рода опыт работы у меня есть. Я думаю, что мое базовое образование тоже мне поможет на новом посту. Мое первое образование – филологическое, второе - социологическое. Я кандидат социологических наук, имею научные публикации. Поэтому нельзя сказать, что для меня это совсем уж новая деятельность. В широком смысле, и информирование населения, и социальная защита – это разные аспекты одних и тех же социальных отношений. Ранее мне приходилось заниматься конкретной деятельностью по выстраиванию системы социальной защиты, до этого я работала в системе образования, а в государственном университете преподаю и по сей день. Поэтому у меня были основания надеяться, что я справлюсь со своими новыми обязанностями. Но только практика может подтвердить это или опровергнуть.
Как Вы планируете простроить механизм взаимодействия со СМИ?
- Управление информации имеет два очень важных направления деятельности. Прежде всего – это анализ, в том числе работы городской администрации, всех ее структурных подразделений; степени удовлетворенности населения той властью, которой они передают полномочия управлять городом, того, в каком виде информация доходит до жителей города. И на основе этого выстраивание взаимодействия со СМИ. Главная задача управления информации – максимально полное и объективное информирование населения о деятельности главы города и администрации в целом. Что касается способов взаимодействия с СМИ, то они могут быть самыми разными. Будет рассматриваться самый широкий спектр возможностей взаимодействия. Мы очень хорошо понимаем, что донести до населения информацию можно только через СМИ. Причем каждый житель города, по всей вероятности, уже избрал себе источник, откуда он получает сведения о событиях, происходящих в нашем городе: у кого-то есть любимая газета, которую он читает от корки до корки, у кого-то - любимое электронное СМИ, кто-то все время сидит в Интернете и оттуда получает необходимую информацию. Мы будет сотрудничать со всеми СМИ.
Судя по Вашим словам, в ходе кадровых перестановок изменится и сам подход к работе управления информации?
- Пять лет тому назад взаимодействие со СМИ носило совершенно иной характер. Потому что и сами СМИ работали по-другому, и информация до населения доходила иначе, и, соответственно, иным образом администрация выстраивала свои отношения с информационными источниками. Поэтому для меня на первом этапе очень важно понять, что же было хорошего? И вместе с теми людьми, которые работают в управлении информации, это хорошее закрепить. Сейчас все меняется очень быстро, постоянно появляются новые СМИ, значит, будем меняться и мы. Я думаю, через некоторое время будет разработана концепция информационной политики городской администрации. Вы все сами увидите и оцените.
Людмила Васильевна, вопрос, который наверно интересует многих: Вы наберете новую команду или будете работать со старой?
- Во-первых, штатная численность управления информации почти вдвое отличается от количества работающих в департаменте общественных связей, кроме того, задачи и функции управления иные, но при этом уже приступили к работе несколько человек из числа ранее работавших сотрудников, имевших отношение непосредственно к информации и анализу. Безусловно, в команде останутся те люди, которые себя зарекомендовали как думающие, оперативно действующие, умеющие выстроить коммуникацию, умеющие учиться. Ну и конечно, в управление придут новые люди, исходя из новых задач, поставленных перед нами.
Иными словам, чьи-то головы все же полетят?
- С моей точки зрения такая формулировка не подходит. Мы будем содействовать трудоустройству каждого работавшего ранее сотрудника. Потому что по-человечески все мы хорошо понимаем ситуацию. Те, кто не продолжит работать в нашем управлении, в других подразделениях городской администрации, в любом случае будут иметь все социальные гарантии, которые положены по закону.
Людмила Васильевна, давайте ненадолго вернемся к вашей предыдущей работе. Что Вы оставляете в наследие Галине Пашиновой, которая возглавила управление социальной защиты?
- Самое главное наследие – это, конечно, работа, которой предстоит заниматься Галине Егоровне. Работа эта очень непростая. Начнем с того, что эта отрасль молодая. В современном виде она существует менее 10-ти лет. Ранее государству не нужно было создавать сектор социальной защиты, так как в советские времена эта деятельность осуществлялась через предприятие, на котором работал человек. Он по месту трудоустройства получал все необходимые социальные услуги для себя и семьи, включая услуги образования, здравоохранения, дошкольного воспитания, летнего отдыха детей. В том числе и льготы. Фактически, человек и уходя на пенсию, оставался работником предприятия. С изменением социально-экономической ситуации эта функция перестала быть обязательной для предприятий и организаций, и они отказались от обязательств социального характера. У руководителей на первый план вышли производственные задачи, получение прибыли. В этих условиях появилась необходимость создания системы социальной защиты, в ведение которой входило бы предоставление льгот, адресной социальной поддержки, реализация социальных программ. Для того чтобы выстроить все это потребовалось несколько лет. Фактически нам за этот период времени (я проработала в социальной защите более шести лет, а многие мои коллеги значительно больше) приходилось заниматься обустройством, созданием структурированной организации, обеспечивающей системную деятельность по социальной защите. В этом году на итоговом совещании мы с коллегами зафиксировали, что в основных чертах система социальной защиты как таковая сформирована. Начиная с 1994 года, в Красноярске открылось 24 учреждения социальной сферы. Это практически почти полный спектр услуг, в первую очередь интересующих горожан. Сложилась и система управления. Хотя там многое еще предстоит менять, дополнять, корректировать. Фактически уже разработана нормативно-правовая база системы социальной защиты. В основном, создана организационная структура и определились содержательные направления. …Конечно, моя душа еще пока там живет. Но, я думаю, мы будем взаимодействовать. Более того, моя задача - предоставить горожанам полную информацию обо всех возможностях получения социальной помощи.
Как человек, отдавший более шести лет работы социальной защите, Вы можете сказать, что все нуждающиеся жители краевого центра получают причитающиеся им льготы?
- Если льгота предусмотрена федеральным законом, значит это государственные полномочия, которые исполняет субъект федерации, либо органы местного самоуправления. Государственные полномочия мы исполняем по 16-ти законам, и в связи с этим, предприятия и организации, независимо от форм собственности, обязаны предоставить льготы каждому человеку, имеющему на них право. Льготы в нашем городе предоставляются, но вот финансовые средства из федерации перечисляются не в полном объеме. В течение двух лет мы создавали персонифицированную базу данных. Сейчас все взаиморасчеты ведутся только на основе персонифицированного учета. К примеру, есть Иванов Иван Иванович, на него заведено, так называемое, «электронное дело», как на получателя льгот (указывается какие льготы конкретно, и на какую сумму). Получается, что мы можем посчитать, какие затраты, связанные с предоставлением льгот, несут предприятия, муниципальные органы и государство. На данном этапе у нас практически все, кто обратился за получением льгот, большую часть из них получили. И по жилью, и коммунальным услугам, и по телефонам, и по оздоровлению, и другие.
Жилищно-коммунальное хозяйство в последнее время, пожалуй, самая обсуждаемая тема, как среди жителей города, так и среди чиновников. Разъясните ситуацию с позиции начальника главного управления социальной защиты. Ведь именно на ваши плечи легла львиная доля расчетов и работы с населением, имеющих право на субсидии.
- Во-первых, должна сказать, что львиная доля организационной работы легла на плечи департамента городского хозяйства и жилищных организаций. Органам социальной защиты на данном этапе поручена работа с жителями частного сектора и ведомственного жилья. Но это действительно весьма непростая тема. Когда повышаются цены на что-либо, это всегда болезненно воспринимается людьми. Повышение оплаты услуг ЖКХ коснулось всех. Естественно, в связи с повышением стоимости коммунальных услуг меняется структура расходов семьи, даже если речь идет не о самых бедных людях. Но в тоже время приходится понимать, что это действительно необходимо, и это единственный способ стабилизировать работу коммунальной отрасли. Мы вносили свои предложения по механизму предоставления жилищных субсидий. Мы полагаем, что выстроенная шкала распределения по группам не совершенна. С одной стороны, предусмотрена значительная поддержка тех людей, у кого доход на одного члена семьи ниже прожиточного минимума: человек, если даже платил, например, за квартиру около 200 рублей, теперь будет платить 50 рублей. Но есть еще и большая группа граждан, среднедушевой доход которых составляет от 1,2 прожиточного минимума и выше. Но при этом одна семья имеет среднедушевой доход в 2300 рублей, а другая - 9000 рублей, а обе эти семьи попадают по квартплате в одну и ту же группу. Над решением этой проблемы сейчас работают и Законодательное собрание, и специально созданные комиссии. Чтобы смягчить ситуацию в нашем городе, было решено выделить на адресную помощь большой объем средств - 50 миллионов рублей - для поддержки тех людей, которые оказываются в, так называемой, «пограничной ситуации». Работа эта сейчас активно ведется в районах: в администрациях органов местного самоуправления созданы комиссии по обращениям граждан, разрешению споров и оказанию адресной социальной помощи. Мы не можем допустить, чтобы после того, как человек заплатил за квартиру, у него не осталось денег на хлеб. Этот человек обязательно будет получать адресную помощь. Что касается организации работы, то только департаментом жилищного хозяйства открыто более 100 пунктов для того, чтобы работать по вопросам субсидирования, также имеются такие пункты во всех органах соцзащиты. Сложность заключается в том, что все население Красноярска не может быть принято одновременно, а люди приходят сначала для того, чтобы получить консультацию: что и как нужно оформить, а затем представить документы. Поэтому иногда горожане жалуются на то, что нужно стоять в очередях. Пока, к сожалению, не везде удается этого избежать. Но сейчас уже работа отделов субсидий вошла в свой ритм, субсидии назначены большинству людей, кто за ними обратился, а вот для тех, кто еще не успел предоставить документы, продлено время первоначальной подачи документов до 25 апреля.
Людмила Васильевна, у Вас очень обаятельная улыбка, она помогает Вам в работе?
- Может быть, это потому, что у меня никогда не возникает негативного отношения к людям, я люблю очень разных людей. …А улыбкой меня, наверное, мама наградила. Я думаю, гораздо лучше, когда человек улыбается, а не копит злобу. Человек с человеком всегда может разговаривать а, значит, и пытаться понять друг друга.
Легко ли женщине-руководителю командовать мужчинами?
- Я стараюсь не командовать, не представляю себя командиром на коне с шашкой. Я - человек, менеджер, а управленческие механизмы бывают разные. Я отношусь к коллегам-мужчинам, прежде всего, как к партнерам по общему делу. Конечно, мне, как руководителю, приходится и поощрять, и наказывать, если это необходимо, но я предпочитаю другие формы управления: не обидные, позволяющие человеку раскрыться и дающие гораздо больше эффекта, нежели просто команды и исполнение. Коллективные мысли и коллективный труд - для меня наиболее приемлемый вариант.
Людмила Васильевна, какой подарок или счастливый момент в жизни Вам запомнился более всего?
- Когда мне исполнялось семнадцать лет, друзья решили сделать так, чтобы не я организовывала свой праздник, а они. И я пришла в то кафе, в которое они меня пригласили, при входе они стояли и держали целую охапку тюльпанов: желтых, красных, бордовых. Эта картинка стоит перед глазами до сих пор. Конечно, было много всего хорошего, но эти весенние цветы - первое, что пришло в голову.
Чем Вы любите заниматься в свободные минуты? Есть ли у вас увлечения? Любимые литературные произведения?
- Читать люблю, читаю разную литературу, но в последнее время, к сожалению, больше специальную. У меня, конечно же, есть свободное время, есть друзья, которыми я очень дорожу, причем, это друзья, которые вместе со мной идут по жизни. Мы дружим больше 20 лет, любим проводить вместе лето: путешествия по нашему замечательному Красноярскому краю, на озера, сплав по реке Мана. Это общение для меня самое ценное. Но на первом месте у меня семья. Я очень люблю проводить время с семьей. Люблю и спорт, но на спорт остается очень мало времени, а, кроме того, это же надо преодолевать свою лень и систематически заниматься. Понимаю, что нужно уметь переключаться, научиться релаксировать, потому что нагрузки действительно очень большие: и стрессы, и напряжение постоянное. Поэтому я с удовольствием играю в боулинг и гуляю по лесу.
Людмила Васильевна, большое спасибо за интересную беседу. Желаем Вам удачи!
Беседовала Светлана Харлашина