Гигантские растения
Прогулки в травяных зарослях выше человеческого роста — одно из сильнейших впечатлений от Сахалина. Японский белокопытник (сахалинский лопух), сахалинская гречиха, просто двухметровая зеленая трава и трехметровая пучка, бамбучник ковром, болотные гиганты Невской косы — все это вызывает бесконечный восторг у туристов.
Волшебный лес Тонино-Анивского полуострова, взращенный на муссонах и увитый лианами, покрытые непроходимым ковром из растений сопки западного берега, пахучее разнотравье восточного берега и изумрудные джунгли Тымь-Поронайской долины — яркие тому примеры. Есть мнение, что гигантизм связан с залежами редкоземельных металлов. И много других мнений тоже есть.
Мысы, бухты, маяки
У нас тоже есть настоящее море, но добраться до него гораздо сложнее, чем до Охотского, поэтому море и все, что к нему относится, конечно, стоит обжить: искупаться, поспать в палатке под шум прибоя, погулять по берегам знаменитых бухт, посмотреть на мысы — на острове их сотни. Выбираете объекты по фото и описаниям, и вперед.
Самый удивительный мыс, да еще и с маяком, — мыс Слепиковского, который находится к северу от Холмска. Здесь, на одном пятачке, собрана четвертая часть всех растений Сахалина, а это более 300 единиц! Причем наблюдается взаимопроникновение ландшафтов, пусть и мозаичное: рядом «сидят» типичные северные «обрубленные» лиственницы и виноград Куанье, ягель соседствует с дубами, брусника с кленами, а шикша с бамбучником. Тундра, тайга, болота, тропики, степь, широколиственные леса — всё смешалось на Слепиковском. А еще здесь самое ласковое море и горячие черные пески к северу от маяка.
Обломки Карафуто
Часть острова южнее 50-й параллели в 1905-1945 годы, и еще кусочек на севере в 1920-1925 годы принадлежали Японии. Остатки Карафуто — так называлась данная префектура империи — сегодня разбросаны по Сахалину.
Школьные павильоны — хоандэны, тории — ворота синтоистских храмов, тадзубати — ванны для омовения рук, памятные камни и фигуры животных-охранителей, маяки и брекватеры, руины целлюлозно-бумажных фабрик, мосты и рыбохранилища, остатки укреплений в Смирныховском районе, заброшенные аэродромы и стелы с иероглифами, несколько зданий в Южном и целый краеведческий музей, построенный в стиле «тэйкан» (императорская корона) в 1937 году, обязательный к посещению. А еще есть оставшийся от японцев парк в столице, ныне — Гагарина, японские садики и целые участки узкоколейки Хосинсэн, некогда соединявшей Южный и Холмск, с сохранившимися виадуками и тоннелями.
Северный Сахалин
Все, что к северу от Ноглик: тундра, стланики (кустарники), дюны, безлюдные многокилометровые пляжи, горячие Дагинские источники, нефтяные платформы, туманы, лагунные заливы, жирные зайцы, северные олени, плантации пушицы, рыбацкие станы, киты и общительные люди.
При сухой погоде есть шанс добраться на попутке по технической дороге вдоль газопровода до мыса Погиби — к тому месту, где должен в будущем «выйти» с материка мост на Сахалин.
Увидеть самый северный и некогда бурлящий жизнью поселок Москальво, постоять у мемориала погибшим при землетрясении в Нефтегорске, познакомиться с культурой нивхов — коренных жителей острова, осознать, что под твоими ногами — дно Палеоамура.
Каторга
История русского Сахалина неразрывно связана с каторгой. Все три книги, которые заразили меня идеей поехать на остров, связаны с этой мрачной темой. «Остров Сахалин» Чехова, «Каторга» Пикуля и «Остров Сахалин» Веркина — все они приведут туриста в Александровск-Сахалинский — бывшую столицу и один из старейших военных постов на острове.
Скала Три брата, музей каторги и домик Чехова, старый порт и мост, на котором встречались делегации СССР и Японии в 1945-м, кривой тоннель, пробитый каторжанами в мысе Жонкьер и одноименный маяк на его плече, да и сам город, ныне переживающий не лучшие времена, заслуживают отдельной поездки.
Западное побережье
Этот регион больше всех пострадал от развала Союза, и, на мой взгляд, до сих пор еще в процессе возвращения к нормальной жизни. Здесь много мрачных и интересных заброшек (японских и советских), колорита которым добавляют севшие на мель у берега суда. Понятно, что это отнюдь не поводы для радости или гордости, но тоже — часть истории острова.
Дороги, бегущие между сопками и Татарским проливом — вообще отдельный вид медитации, если вы готовы медитировать на гребёнке. В Невельске на брекватере живут сивучи (к ним можно подъехать на катере), а на бенче греют животики морские котики. Такое вот сафари в шаговой доступности.
Очень похожий на Ялту уютный Холмск, с набережной которого любуешься гигантскими паромами, пришедшими с материка, открыточные Томари и Углегорск, Чехов, чья заброшенность искупается красотой окружающей природы, дивные роханские долины на мысу Лопатина и вышеупомянутый мыс Слепиковского рекомендуются к осмотру.
Рыбалка и крабалка
Когда на нерест идет горбуша, побережье окрашивается серебром от рыбьих спин, стоящих вплотную друг к другу. Рыбалка выглядит так: ты бродишь в полосе прибоя и ждешь, чтобы откатившаяся волна оставила на песке рыбину. Далее следует короткая драка с чайками, ты хватаешь руками, измазанными в песке, скользкую и сильную горбушу и бежишь к палатке — потрошить, мыть, делать икру-пятиминутку, варить сочные бледно-розовые куски на горелке. И так пока не надоест.
Ночью можно побродить по отливу с фонариком, пособирать крабов, гребешка и прочую вкусную мелочь для жарки.
Южно-Сахалинск
Столица единственного в стране островного региона и самый большой город области уютен, зелен и наполнен всем, что нужно туристу. С вершины горы Большевик горнолыжного курорта «Горный воздух» открывается панорама Южного, а при хорошей погоде — всей Сусунайской долины и горных хребтов, ее обрамляющих.
Гулятельный центр — это квадрат, ограниченный железной дорогой, улицами Сахалинской и Горького и проспектом Победы. Здесь сосредоточены музеи, включая музей книги Чехова, краеведческий, картинную галерею и музей истории СахЖД, которая только в 2020 году полностью перешла на российскую колею. Здесь же драмтеатр, куча кафешек, тенистый парк Гагарина, скверы адмиралов и мореплавателей, площадь Победы и площадь Славы, ботанический сад, современные муралы и советские мозаичные панно. Уютные бульварчики, оригинальные фотоспоты, сувенирные лавочки...
Из Южного на автобусе можно съездить в соседние поселки: в Синегорск, чтобы поплавать в бассейне из минералки и погулять в зимнем саду, в Стародубское — набрать на пляже местного янтаря-сахалинита и полазить по вкопанным в берег танкам, на Взморье, где над морем стоят ворота Хигаси Сираура, в Пригородное — посмотреть закаты на Анивском заливе.
Путеводители будут пугать вас полчищами комаров, клещей, змей и медведей. За время скитаний по Сахалину мы встретили только одну змею и одного старого лиса, который пытался украсть наш пакет с едой. Возможно, просто повезло, так что будьте бдительны. А вы были на Сахалине? Делитесь впечатлениями!
Виктория Рефас специально для Newslab
Фото: Андрей Тонких