В своем письме на имя президента Европейской комиссии Урсулы фон дер Ляйен, исполнительного вице-президента и комиссара по торговле Валдиса Домбровскиса и генерального директора Еврокомиссии по вопросам торговли Сабины Вейанд ассоциация отмечает, что запрет на поставки алюминиевой проволоки, фольги, трубок и труб перекроет только 15 % российского экспорта алюминия, и призывают запретить также импорт первичного металла. Отраслевое объединение указывает, что местные производители и импорт из других стран смогут покрыть потребности европейского рынка.
Тем временем в середине ноября Европейская федерация потребителей алюминия выпустила довольно эмоциональный пресс-релиз о негативных последствиях возможного запрета поставок российского металла. В тексте федерация указала на серьезные риски такого шага для европейской промышленности, его неконкурентный характер и на то, что санкции против российского алюминия выглядят как целенаправленная лоббистская кампания в интересах конкретных заказчиков.
Авторы обращения указывали на дефицит на местном рынке первичного алюминия, который является важнейшим элементом перехода на зеленую экономику, о котором так заботятся европейские чиновники.
Тем временем в середине ноября Европейская федерация потребителей алюминия выпустила довольно эмоциональный пресс-релиз о негативных последствиях возможного запрета поставок российского металла. В тексте федерация указала на серьезные риски такого шага для европейской промышленности, его неконкурентный характер и на то, что санкции против российского алюминия выглядят как целенаправленная лоббистская кампания в интересах конкретных заказчиков. Авторы обращения указывали на дефицит на местном рынке первичного алюминия, который является важнейшим элементом перехода на зеленую экономику, о котором так заботятся европейские чиновники.
Важно отметить, что алюминиевая проволока российского производства является одной из самых зеленых в мире, особенно по сравнению с конкурентами из стран за пределами Запад: по оценкам аналитиков Harbor Aluminum, ее углеродный след на 30-70 процентов ниже, чем у других крупных производителей за пределами Европы.
Учитывая амбициозный пакет мер, призванный сделать экономику ЕС экологически устойчивой, а также постоянно ужесточающиеся экологические нормы, это означает, что, удаляя российскую алюминиевую продукцию с рынка, ЕС, возможно, «стреляет себе в ногу», в конечном счете увеличивая, а не снижая углеродный след по всей цепочке создания стоимости.
Несмотря на продолжающуюся внутриполитическую борьбу в ЕС, многие местные компании самостоятельно принимают решения об отказе работать с российским алюминием. Так, в начале октября стало известно, что один из крупнейших в мире покупателей алюминия — американская компания Novelis, принадлежащая индийской Hindalco Industries, отказался от закупок российского алюминия для снабжения своих заводов в странах Евросоюза, сообщал Reuters.
Агентство также отмечало, что Европа — крупнейший покупатель российского алюминия. Это означает, что в случае введения санкций или отказа конкретных потребителей от продукции РУСАЛа, это отразится на финансовых показателях компании и заставит ее искать новых покупателей.
Конкуренты РУСАЛа также постоянно оказывают серьезное давление на Лондонскую биржу металлов (LME), чтобы исключить торговлю российским алюминием и улучшить свое финансовое положение за счет последующего взлета цен. В июле норвежская Norsk Hydro просила LME пересмотреть решение не запрещать продажу российского алюминия со своих складов и поинтересовалась, консультировалась ли LME с Британским управлением по финансовому регулированию (FCA) относительно рисков, связанных с наличием российского металла на складах и торговли им через систему биржи.
Главный финансовый директор компании Пол Килдемо утверждал, что доминирование российского алюминия в системе биржи является серьезной проблемой, поскольку цены LME являются эталонными при заключении контрактов между производителями, потребителями и трейдерами. Аналогичные призывы звучали и от Alcoa.
15 ноября Еврокомиссия представила новые антироссийские санкции, которые могут войти в 12-й пакет. Он может вступить в силу уже к концу года, если разногласия внутри ЕС будут решены. Тем временем экспортные рынки, в том числе европейский, играют важное значение для устойчивости российской алюминиевой отрасли: производственные мощности алюминиевых заводов РУСАЛа в России превышают 4,3 млн т, тогда как внутренний рынок, хотя и вырос за последние 10 лет на 37 %, сегодня потребляет всего около 1 млн т.
Автор: Владимир Полканов, «Независимая газета»