Главная
>
Статьи
>
Г. Торренте Бальестер «Дон Хуан»

Г. Торренте Бальестер «Дон Хуан»

21.04.2003
0
  "...Мне открылось, что донья Соль не преувеличивала - я на самом деле заменил ей Бога, и она искренне возжелала, чтобы Бога не существовало, тогда она будет принадлежать целиком только мне. Словом, я таил в себе нечто, позволявшее мне соперничать с Господом, во мне - или, верней сказать, через меня, - действовали силы, до сей поры сокрытые, и для женщин они были неотразимы и заставляли их мечтать о соединении со мной на веки вечные, видя в подобном соединении со мной высшее блаженство..."
"Дон Хуан" Г. Торренте Бальестер


Г. Торренте Бальестер «Дон Хуан»"Не бывает холодных женщин, друг мой! Бывают только глупые мужчины, которые держат в руках гитару и не умеют на ней играть", - говорит, основываясь на опыте своего хозяина, слуга Дон Хуана. Как это ни печально, но в изложении Торренте Бальестера Дон Хуан, или Дон Жуан, предстает не любителем женщин и мастером любовного обхождения. Не сластолюбие толкало его на любовные подвиги, и не стремился он вовсе в постель к побежденным дамам, а попав туда, не находил радости и забвения, - лишь разочарование. С 10 лет будущий профессиональный разбиватель женских сердец жил и учился в Саламанке, самом престижном университетском городе Испании. Подумать только, в 23 года он все ещё был девственником (по убеждению), к тому же слыл подающим надежды богословом и искусным фехтовальщиком. Первый чувственный опыт случился неожиданно, и другие человеческие существа, кроме самого Дона Хуана, в этом не участвовали. Тело юного испанца проснулось. Оказавшийся поблизости некий старый мерзавец показал, как это бывает обычно у других людей, познакомив юношу с проституткой Марианной. На ней Дон Хуан испробовал свои донжуанские чары (удачно) и впервые испытал разочарование от процесса, другими столь восхваляемого. И начались долгие его странствия... Подобно монаху, он смирял свою плоть, но делал это изощреннее: он не отказывался от женщин, но, снова и снова покоряя их, заставлял себя быть холодным. Сначала вводил себя в соблазн, но остужал голову и делал тело послушным своему холодному разуму. Дожив же до наших дней, Дон Хуан и вовсе отказался от актов любви как таковых: чувственные переживания вызывал он у женщин всякими другими способами, а когда истомленная любовной лихорадкой особа, обезумев, кидалась к нему на шею: "Возьми меня!", отвечал прохладно и отстраненно что-то типа: "Спокойно дорогая, мы никуда не едем". Иногда нам даже приходилось убивать его за это.

Это я пытаюсь шутить, но на самом деле все грустно. Разбит ещё один миф о великом сердцееде. Как было приятно жить, зная, что был на свете Мужчина, способный окрутить любую из нас, умную и глупую, красивую и уродину. Да какое там окрутить - полюбить, и своей горячей и умелой любовью зажечь огонь в самом неприступном женском сердце. Не покорный мальчик по вызову и не жестокосердный жиголо, Дон Жуан - и сердце, и голова, и страсть, и разум, мужчина, который не отступится, пока не получит твое сердце - из твоих рук. Пусть заканчивались подобные истории, как правило, жестоко, да, - но было приятно представлять идеального противника таким. А так... Не любовь и не страсть - религиозный спор, поиски границ свободы, противостояние Господу, в котором женщина лишь орудие и не более. Грустно...

"Не бывает холодных женщин, друг мой! Бывают только глупые мужчины, которые держат в руках гитару и не умеют на ней играть", - сказал один чувствительный бес, избравший участь вечного слуги Дон Хуана. Любая женщина верит в душе в это утверждение, оправдывающее её неудачи, дающее надежду. Да только в контексте исповеди знаменитого соблазнителя Дон Хуана, представленной Торренте Бальестером, это утверждение теряет свой обнадеживающий смысл для нас, женщин, и становится неким полезным советом, примечанием в поваренной книге знатного шеф-повара: "Невкусных куриц не бывает: если тебе попалась такая, значит, ты не умеешь готовить". Повар тот, кстати, сам куриц не любил, а готовил их потому, что находил занимательным процесс приготовления. Да ещё, работая каждый раз с нежным белым мясом, пытался доказать он свое превосходство другому, Самому Главному Повару на свете, который и создал куриц, и вообще заварил всю эту кашу.

Занимательная легкочитаемая история, но, пожалуй, не более. Такую книжку приятно обнаружить, промаявшись пару недель от безделья в деревне в гостях у какой-нибудь бабушки. Новейшая биография Дон Хуана с тенями Бодлера и теологическими диспутами - то, что нужно читающему горожанину после изощренных деревенских забав. Мужчинам будет, чем потешить свое самолюбие, а женщинам - о чем подискутировать после прочтения.

Елизавета Калитина

Рекомендуем почитать