В ролях: Дэннис Куэйд, Джейк Джилленхал, Силия Уорд
Голливуд настолько обеспокоен безудержным ростом населения на планете, что не устаёт с завидной регулярностью предлагать зрителям многочисленные версии кардинального сокращения числа людей. При этом нельзя сказать, что способы, которыми достигается эта цель, отличаются особым разнообразием. Как правило, в основе фильма-катастрофы лежит одно из следующих бедствий: извержение вулкана, смерч, наводнение, прибытие какой-нибудь гадости из глубин космоса (астероида или злобных инопланетян), иногда появляются и бушуют твари местного происхождения. В любом случае репертуар достаточно ограниченный, и придумать что-либо новое весьма сложно.
Роланд Эммерих, будучи большим докой по части катастроф, решил устроить Земле новый ледниковый период, буквально послезавтра. Прелесть темы в том, что никто (по крайней мере, широкие зрительские круги) точно не знает, как развиваются процессы, связанные с глобальным потеплением и возможным последующим ещё более глобальным замерзанием, поэтому можно особо не ограничивать свою фантазию. А с фантазией и деньгами (что значит не многим меньше) у Эммериха и компании всё более менее в порядке, и «День независимости» служит тому подтверждением.
Кроме того, масштаб разыгрываемого бедствия даёт возможность продемонстрировать во всей красе самые разные катаклизмы, здесь вам и огромные градины, и сметающие всё на своём пути смерчи, и мощнейшие цунами, и моментальное замерзание (главная фишка картины). А в этом жанре (его название весьма прозрачно намекает на данный факт) только катастрофа и имеет значение, остальные сюжетные линии более чем второстепенны и стандартны. В «Послезавтра» с ними тоже всё в порядке: хотите всепобеждающую любовь на фоне гибнущей планеты – пожалуйста, нужен беспримерный героизм и самопожертвование – получите, стойкость перед лицом неминуемой гибели – сколько угодно.
Однако нельзя не отдать должное режиссёру за некоторую оригинальность. Во-первых, главный герой сосредоточен не столько на спасении человечества в целом, сколько на решении локальной задачи по спасению собственного сына. Во-вторых, возможность полного и всеобщего спасения не предполагается изначально. В-третьих, Соединенные Штаты на этот раз не выступают в роли всемирного избавителя, что, впрочем, вовсе не свидетельствует об отсутствии жанровых аксиом, утверждающих несгибаемый патриотизм и величие американской нации.
Полагающиеся американский флаг в начале фильма и несокрушимая (хоть и изрядно обмороженная) Статуя Свободы в финале – наличествуют. Но, конечно же, всё интересное заключено между ними. Не пожалев денег на визуальные эффекты, создатели картины предлагают весьма убедительные и впечатляющие сцены разрушения. Торнадо, уничтожающие Лос-Анджелес, и количеством, и качеством превосходят своих собратьев из «Смерча», а разрушенный город апокалиптически великолепен. Ничуть своей красотой не уступает и Нью-Йорк, сначала накрываемый многометровой стеной воды, а потом замороженный от основания до шпиля Эмпаэра. Кстати, процесс замораживания людей, зданий, вертолётов и прочего смотрится очень даже неплохо.
Эммерих сделал фильм, который полностью соответствует зрительским ожиданиям, отчего всё происходящее воспринимается совершенно адекватно, а на мелкие нестыковки легко не обращать внимания. Но помимо профессионализма в деле разрушения, смею заподозрить автора ещё и в ироничности: момент, когда торнадо сметает буквы знаменитой надписи HOLLYWOOD, – один из лучших, а тот факт, что пристанищем спасающихся становится библиотека, – это вообще нечто запредельное (хочется верить в преднамеренность этой метафоры). Нашлось в этом хаосе место и русским (почти традиция), в какой-то мере отечественное представительство опять (почти как в «Армагеддоне») сыграло ключевую роль.
В общем, цитируя моего любимого телеперсонажа, могу сказать про Эммериха и его творение: «Мощно задвинул, внушает!». В финале даже слезу пробивает, а сколько в «Послезавтра» экологического и геополитического пафоса – ни в сказке сказать, ни пером описать – прямо из зала всей компанией на митинг за подписание Россией Киотского протокола. И если бы господин Илларионов по пятницам в кино ходил, а не на семинары в Академию наук, он бы точно присоветовал своему шефу присоединиться к киотской борьбе с глобальным потеплением.
Александр Спасов