Главная
>
Статьи
>
Диплом в театре - больше, чем диплом.

Диплом в театре - больше, чем диплом.

26.04.2003
0

Уже были принесены все стулья из фойе. Запыхавшийся администратор даже пыталась перетащить в зрительный зал банкетки из гримерок, но бдительные актеры, что-то ворча себе под нос, тут же утаскивали их обратно. Зрителей умоляли "еще чуть-чуть уплотниться", но и это не могло спасти положение - в зале ТЮЗа в этот вечер был полный аншлаг, я бы даже сказала, переаншлаг, причиной которого стал дипломный спектакль 4-ого курса Академии музыки и театра (мастерская профессора И. Б. Калиновской). Дипломные спектакли - это всегда событие. Это смотрины молодых актеров, которые с замиранием сердца ждут приглашения в театры, это своеобразный экзамен для педагогов, наглядно демонстрирующий их педагогические и творческие таланты, и, в конце концов, это гордость для родителей, чьи дети одолели все трудности актерской науки и "вот, смотрите, это моя Леночка на сцене! Моя дочь - Актриса!"

В зале на таких спектаклях особая аура, в которой перемешан энтузиазм "болельщиков", пришедших поддержать своих братьев-студентов, с очень пристальным критическим взглядом профессионалов, оценивающих новое пополнение. На сцене же играют так, словно это первый и последний спектакль, выкладываясь полностью, со страстью доказывая свое право на актерство. Они делают это дерзко и смело, хотя порой дрожат руки и предательски изменяет голос, потому что они вступают в бой и думают, что от этой самой первой победы зависит то, как сложится их дальнейшая судьба.

Для дипломного спектакля нынешнего выпуска была выбрана пьеса Юрия Полякова и Станислава Говорухина "Контрольный выстрел". В студенческом варианте она стала называться "А так жить можно?..". Выбор пьесы оказался довольно удачным (хотя мне лично не очень близка говорухинская остросоциальная патетика) по нескольким причинам. Во-первых, большое количество персонажей, что дает возможность задействовать весь курс, а во-вторых, эта грустная, как заявлено в афише, комедия, в которой есть все - от трагических монологов до комических сцен, а значит можно увидеть всю гамму драматических возможностей молодых актеров.

В общем, живет себе одна профессорская семья. Дед - Иван Афанасьевич Кораблев (дипломная работа А. Красильникова), его жена Вера Михайловна (О. Гуляева), их дочь-актриса Эдита (И. Веретнова) и внучка Дарья (В. Решетова). Дед никак не может смириться с новыми временами, постоянно ворча и обращаясь к публике с сакраментальным вопросом "За что?", бабушка-профессор напротив - проявляет чудеса выживаемости, изучая современный бандитский сленг, одной рукой пишет книгу, другой твердо ведет хозяйство. Кстати, возрастные роли, а по сюжету этой пожилой чете никак не меньше лет семидесяти - это очень коварное испытание для молодых актеров. Всегда есть соблазн уйти в чисто внешнее подражательство пожилым людям, что чаще всего выглядит, как минимум, нелепо. Если в работе А. Красильникова все-таки чувствовался уж слишком старательно разыгрываемый возраст, причем достаточно шаблонно разыгрываемый - замедленные движения и трясущиеся руки, такая же утрированно-замедленная речь, что иногда даже раздражало, то в роли профессорши, как мне кажется, Ольге Гуляевой удалось найти свой стиль и при этом не впасть в клоунаду. А в результате получился очень запоминающийся образ трогательной старушки, этакой интеллектуалки-хохмачки, которая с юмором переносит все жизненные перипетии, не давая западать своим слишком трагично все воспринимающим родственникам. У меня самой такая бабушка, уморительно рассказывающая о недавно постигшем ее пожаре и готовая напоить кофе всех, даже по ошибке позвонивших в квартиру. Надо сказать, что этот характер, пожалуй, детальнее и ярче всех выписан в пьесе, и, я думаю, стоит посмотреть, как играют эту роль актрисы других составов (а их три), поскольку сравнивать различные исполнения интересных ролей - это отдельное театральное гурманство.

Роман внучки с, так называемым, "новым русским" переворачивает всю семейную идиллию вверх дном, заставляя всех ее членов рефлектировать на тему смены жизненных идеалов с явным упором на ностальгию по советской эпохе. Больше всех переживает и жалуется, конечно же, академик Кораблев, ему вторит племянник из Ташкента Виктор, в прошлом строитель (работа С. Мамойкина) и зять - алкоголик-полковник (А. Низиенко) В общем, "Вишневый сад" сто лет спустя. Драматургически, на мой взгляд, история написана довольно неубедительно, но ребята выжали из нее все, что могли. Надо сказать, что курс оказался богат на характерных и комических актеров, что достаточно редко встречается. Интересная получилась, например, роль участкового Кабулова в исполнении С. Даллакяна. Очень веселил зал дуэт строителя с полковником (А. Низиенко) и, конечно, же издатель Марк Львович - Дмитрий Мейерович - безусловно, удачно найденный образ.

Кстати, мужская часть курса мне показалась актерски интереснее женской. Во всяком случае, в том составе, который играл в этот вечер. Пожалуй, кроме Ольги Гуляевой я бы никого не отметила. В женской игре было много нарочитой аффектации и крика, за которыми, на мой взгляд, ничего не стояло. А порою "зажим и наигрыш" переходил все границы, что в условиях небольшого зрительного зала смотрелось и особенно слушалось с трудом. Главная героиня, например, Дарья (В. Решетова), почему-то была похожа не на профессорскую дочку, а на какую-то новорусскую путану, прекрасно знающую себе цену, и заключившую, в конце концов, выгодный брачный контракт. Видимо, поэтому такой неубедительной показалась трагедия профессорской семьи, "потерявшей" свою внучку из-за денег. Внучка-то, в общем-то, не потерялась, а скорее нашла себя.

Говоря же об удачных ролях, не могу не отметить С. Арефьева. Его моряк Алексей - первая любовь Дарьи, был настолько искренен и в своем горе, и в своей радости, что, пожалуй, его история единственная вызвала в зале подлинное сопереживание. Любовь играть на сцене безумно сложно. Играть любовь, когда зритель сидит на расстоянии вытянутой ладони, еще сложней. Сергею Арефьеву это удалось, да так, что иногда казалось, словно за ролью стоит какая-то реальная история из жизни, и слезы в финале спектакля значили гораздо больше, чем просто потерю Алексеем невесты. Во всяком случае, это было действительно впечатляюще.

Пьеса заканчивается очень грустно: Дарья сбегает с бизнесменом, оставляя своего любимого, и если убрать всю социальную подоплеку, которую так старательно навязывали всю дорогу драматурги, то получился хороший спектакль о любви и предательстве, которые существовали во все времена, и которые никогда не перестанут быть самыми важными вещами в жизни людей, несмотря на смену политических строев.

В общем, это был интересный диплом и интересный курс, и я очень надеюсь, что смогу увидеть понравившихся мне ребят в Красноярских театрах. Во всяком случае, я буду следить за тем, как сложится их актерская судьба. Это очень увлекательно - наблюдать за ростом актера с момента его самого первого появления на сцене. Вы не пробовали? У вас есть шанс - спектакль "А так жить можно?.." будет идти в ТЮЗе до конца сезона...

Кристина Штучкина

Рекомендуем почитать