Главная
>
Статьи
>
Чижик из Красноярска. История одного ватиканского шпиона

Чижик из Красноярска. История одного ватиканского шпиона

06.08.2025
77

Иезуит под прикрытием

Начнём с произношения его имени. По рождению он американец, поэтому — Уолтер Чижек. Но по происхождению поляк, поэтому — Вальтер Чишек. У нас же его имя переиначили вполне ожидаемым образом — Владимир Чижик.

Чишек в годы обучения в Ватикане

Об этом чуть позже, а пока будем использовать средний — польский — вариант, Вальтер Чишек. Родился в Пенсильвании в 1904 году в семье польских эмигрантов. В юности был членом уличной банды, а потом неожиданно для родственников перешёл в священники, в орден иезуитов. После революции в России Римский папа Пий XI призвал своих подопечных отправляться в СССР в качестве миссионеров. Для этого Ватикан даже учредил специальную школу «Руссикум».

Чишек откликнулся на призыв, приехал в Ватикан и прошёл обучение по «восточному католическому обряду». В 1938 году он был послан проповедовать в Слоним — городок в восточной Польше (а ныне в западной Белоруссии). Здесь он искал способы проникнуть на территорию СССР, молился богу.

И бог услышал его молитвы — в 1939 году Советский Союз сам пришёл в восточную Польшу, Чишек оказался внутри нашей страны. Он делает себе поддельный паспорт на имя Владимира Липинского и беспрепятственно едет на Урал. Устраивается рабочим на леспромхоз и потихоньку пристаёт к советским гражданам с разговорами о боге. Взрослые от него шарахаются и тогда Чишек начинает обрабатывать детей. Бдительные комсомольцы докладывают об этом куда надо.

Перед самой войной НКВД проводит чистку неблагонадёжных товарищей и Чишека арестовывают в числе прочих. На первом же допросе, когда он начинает зачитывать легенду, что он «Владимир Липинский, овдовевший поляк...» — следователь морщится: «Бросьте! Вы — Вальтер Чишек, американский гражданин, иезуитский священник, засланы сюда Ватиканом».

Арест Чишека в 1941 году
Из книги With God in Russia

В общем, шпион из нашего героя оказался никудышный, чекисты сразу его вычислили. И чекистов вполне можно понять: американец, прошёл специальное обучение, проник на территорию СССР с поддельным паспортом накануне войны с Германией. Очевидно же — шпион! Неясной оставалась лишь цель шпионской миссии, поэтому Чишека этапируют в Москву — раскалывать. Всю войну он проводит то в Лубянке, то в Бутырке, где разные следователи пытаются выбить из него признания, что он германский или ватиканский шпион.

Лубянка, где Чишек пересидел войну
Фото: ciszek.org

Но блаженный товарищ твердит, что служит лишь богу. НКВД снимает подозрения в работе на немцев, однако оставляет обвинение в работе на Ватикан. Чишеку дают статью 58-6 «Шпионаж», 15 лет принудительных работ и отправляют в Красноярск.

Исповедь за домино

За время, проведенное в тюрьмах и на железнодорожном этапе, Чишек не оставлял попыток проводить проповеди. К нему охотно обращались осужденные из католических регионов — прибалты, поляки, западные украинцы. В этой среде он легко заслуживал уважение. А в среде уголовников (которые всегда доминировали над «политическими») Чишек находил защиту в лице воров в законе. Им казалось необычным соседство с американцем, они приближали его к себе и требовали историй про заграницу. Громко смеялись всякий раз, когда Чишек рассказывал про существование стиральных машин и пылесосов — «Врешь, Чижик!».

Чишек, впрочем, тоже наблатыкался за это время, научился менять шмот на еду, ныкать пайку, метить шконку, курить веник, дерзить надзирателям и мастерить церковные принадлежности из подручных средств.

Он описывает случай, когда по прибытии в Красноярск, на пересыльном пункте (где-то на правобережье) сунулся за второй миской баланды сразу после первой — поскольку «для красноярской ВОХРы все новоприбывшие были на одно лицо». Поступок сомнительный для священника, но похвальный для тёртого зэка.

Осужденный ВМ Чижик
Из книги With God in Russia

Красноярску в тот период (лето 1946 года) остро требовались специалисты на строительство промышленных объектов и жилья — застраивалось правобережье города. Как работник Чишек не вызвал интереса местных вербовщиков и его отправили дальше — в Норильск в трюме буксира «Сталин». 22 июля его со всей новой порцией зэков высадили в Дудинке. В самый разгар лета здесь шёл снег, поэтому им выдали valenki — странную, но тёплую обувь «из шерсти и глины». В Норильске первое время их колония трудилась на угольных шахтах.

Красноярск в середине 1950-х

Через год Чишека перевели на строительство БОФ — большой обогатительной фабрики — первой версии норильского комбината. Вообще, международное разделение труда в заполярном городе Чишек описывает так: «Стройка держалась на прибалтах, поляках и украинцах. Армяне и грузины заправляли на кухне, японцы и китайцы — в прачечной и санчасти». Здесь он набрал паству и тайно организовал небольшой приход из литовцев, поляков, русского Смирнова и китайского католика по имени Чунь. Латыши-католики, работавшие на кухне, для богослужений пекли облатки и делали вино из изюма. Чишек тихо проводил причастия во время прогулок заключенных и незаметно исповедовал людей во время игры в домино.

Заключенные на стройке норильского комбината, 1951
с сайта mamm-mdf.ru

В 1953 году после смерти Сталина в норильском лагере случился бунт. Чишек был его участником и по-своему описывает причины этого малоизученного события: прибыла новая партия бандеровцев, они вели себя особенно дерзко и вольно. Во время очередного развода на встречных потоках мужчин и женщин, разделенных двумя рядами колючей проволоки, новички стали бросать записки девушкам.

Одна из таких записок зацепилась за колючку и кто-то из настойчивых бандеровцев-романтиков пошёл подобрать её. Охранник на вышке дал предупредительный выстрел, который дерзкий зэк проигнорировал. И тогда его уложили автоматной очередью.

Для норильских заключенных, которые после смерти Сталина надеялись на послабления, но встретили ожесточение, это стало последней каплей. Они захватили несколько бараков и перестали выходить на работу. Лагерная охрана тоже растерялась, и с мая по август норильский Горлаг находился во власти заключенных.

Потом ввели войска, бунт жестко подавили. Толпу, в которой стоял Чишек косили автоматами, но он успел залечь на землю — его спасли либо бог (как он сам полагал), либо лагерная сноровка.

Мемориал жертвам норильского восстания

Можно мне в Америку?

В 1955 году закончился его срок. Ватиканский шпион наивно спросил — можно ли ему вернуться в Америку к сёстрам? Но над ним лишь посмеялись и устроили на работу — на ту самую БОФ, которую он строил. Так Чишек стал металлургом, оставшись жить в Норильске.

Чишек после освобождения, Норильск
Фото: ciszek.org

Но теперь он свободнее оказывал услуги священника. После войны советские граждане стали более религиозными, хотя виду не подавали. Чишек описывает случай, когда к нему обратилась местная комсомолка: «Вы правда священник? Крестите моего ребёнка, пожалуйста». Примечательно, что новое поколение, выросшее в атеизме, не особо различало религиозные конфессии. Поэтому многие норильчане, сами того не зная, становились католиками, благодаря Чишеку.

Чишек второй слева и обвенчанная им пара в Норильске, 1955
Фото: ciszek.org

Паства росла до тех пор пока весной 1959 года норильские католики не рискнули устроить пасхальное шествие по городу. Толпа советских граждан, ликующих «Христос Воскрес» — окончательно рассердила местную партийную верхушку. Чишека уволили и дали 10 дней, чтобы убраться в Красноярск.

Так он снова оказался в нашем городе, но уже свободным человеком и на контрасте с Заполярьем поражался: первое весеннее тепло, огромный аэропорт, шикарный проспект Сталина (ныне проспект Мира), комфортабельная гостиница «Север» на улице Ленина (стоит до сих пор). Прилично заработав на норильском комбинате, он ни в чём себе не отказывал.

Прогулялся по центру до ресторана «Енисей»: «Это фешенебельное местечко поражало разнообразием меню. Я выбрал салат, куриный суп, бефстроганов с жареной картошкой, гарнир из бобов с приправами. Всё — лишь за 1,5 доллара (15 рублей)».

Материалы по теме
Топ сидельцев в Красноярском крае. 1841-1942 гг.
Кого и за что отправляли в места столь отдаленные

Отметившись в милиции он снова спросил — можно вернуться в Америку к сёстрам? Над ним снова посмеялись и посоветовали устроиться на работу. Тем не менее, он сходил до касс аэропорта и просто купил билет до Москвы за 78 долларов (780 рублей). Вылет был лишь через два дня и довольный Чишек вернулся в гостиницу. «Телевизор транслировал только вечером с 17:00 до 23:00. Эфир всегда был одинаковым: детская передача, передача о науке или промышленности, затем новости, потом интервью об экономике или политике, следом концерт музыки или танцев. В конце — кино. Никакой рекламы не было. После фильма выпил в баре пива». Мыслями он был уже в США, но на следующий день ему вернули 780 рублей за купленный авиабилет и посоветовали: «Владимир Мартынович, не нарывайтесь на неприятности». Так Чишек стал красноярцем.

Про него быстро узнали местные католики, в основном, литовцы. В Николаевке у них уже было что-то вроде секретной церкви — большое — на 200 человек помещение, где проводили службы. Здесь же, в Николаевке Чишек поселился у одной прихожанки Розы. На работу устраиваться не стал, а вместо этого разъезжал по городу, проводя церковные службы. Довольно многочисленные — на станции «Енисей», например, на мессу однажды собрались около 800 человек.

Такая самоуверенность подвела красноярских католиков так же, как и норильских. Они рискнули написать письмо Хрущёву с просьбой вернуть верующим католический храм, который на тот момент был радиостанцией, а сейчас Органный зал. Мол, у нас теперь есть свой священник. Хрущёв (или кто-то из партийного руководства) удивился — что за вольности творятся в Красноярске? Чишека снова вызвали, куда надо и дали 48 часов, чтобы покинуть Красноярск:

— Выбирайте, Владимир Мартынович, Енисейск или Абакан?
— А это где?
— Енисейск на севере. Абакан на юге.
— Абакан!

Ударник соцтруда

Летом этого же 1959 года Чишек переехал в Абакан: «Город на 56 тысяч человек, наподобие Нового Орлеана в излучине реки. Основная масса жителей здесь хакасы — люди монгольского типа с чёрными волосами. Женщины носят одежду с бисером и большие серьги». Католиков тут было совсем немного и Чишек, наконец, устроился на работу — слесарем в автоколонну. И даже изобрёл какую-то новую форму для штамповки деталей, за что ему вручили правительственную грамоту и звание ударника коммунистического труда.

Абакан в 1960-е
Фото: zavodfoto.livejournal.com

Он уже смирился с социалистической реальностью, с ролью простого советского автослесаря. Но ещё после освобождения он «на удачу» отправил телеграмму сёстрам в США. История с авибилетом не прошла, а вот телеграмма-таки добралась до Пенсильвании. Его родня и иезуитская община очень удивились. Они давно «похоронили» своего Уолтера, думая, что он не пережил войну. Завертелись невидимые дипломатические гайки. Судьбой Чишека занялся президент США Джон Кеннеди.

В 1963 году к абаканскому автослесарю явился некий Виктор Павлович, в штатском: «Владимир Мартынович, раздайте долги, если есть. Завтра вы увольняетесь с автоколонны, мы летим в Москву. Вот ваши билеты. Ну, за здоровье!» — выпили коньяку. Обескураженный Чишек распрощался с советскими друзьями и прихожанами. Уже на следующий день был в Красноярске, где так же попрощался с местными католиками, прогулялся — теперь уже — по проспекту Мира и снова — в самолёт.

В Москве его встретил тот же таинственный Виктор Павлович. Дальше ему устроили несколько дней по высшему разряду: люкс гостиницы «Москва», рестораны, театры, красная икра, экскурсии по столице — вдоль всех небоскребов. «Показали даже труп Ленина с рыжими усами» — недоумевал Чишек. Он ещё не знал: его готовили на обмен, а потому пичкали лучшими, как считалось, советскими достижениями — чтобы там, у себя в Америке, он рассказывал, как похорошела Москва при Хрущёве. А не вспоминал, как в норильской параше приходилось включать струю воды из-под крана, чтобы не смущать сокамерников непотребными звуками.

Наконец, Виктор Павлович привёз Чишека в аэропорт, где уже стояли американские консулы. Перед тем как окончательно расстаться наш чекист шепнул: «Вы ещё можете остаться, если захотите. Там вам будет несладко». Но ударник соцтруда Владимир Мартынович Чижик уже вспомнил, что в реальности он гражданин США Уолтер Чишек. Ничего не ответив, он направился в самолёт.

Святой колхозник

В истории всегда запоминается первый, но не второй. Обмены между СССР и США начались в 1962 году — когда сбитого американского лётчика Пауэрса обменяли на советского разведчика Абеля. А вот следующим обменом, в октябре 1963 священника Чишека обменяли на супружескую пару советских шпионов Егоровых.

Американские журналисты писали, что когда самолёт с Чишеком приземлился, все ждали, когда же он выйдет? Вышли какие-то дипломаты, какие-то стюардессы, какие-то советские граждане, прошёл какой-то колхозник с растерянным взглядом. И лишь когда на «колхозника» радостно бросились его сёстры — все остальные признали в нём американского гражданина.

В США он продолжил проповедовать, рассказывая, что пережить советскую реальность ему помог лишь бог. Свою книгу воспоминаний он так и называл: «With God in Russia». Она переведена на многие языки мира и довольно популярна в католическом мире.

Чишек умер в 1984 году. Начиная с 2012 года началась процедура его канонизации. Ведь очевидно, что пережить 23 года в московской Лубянке, норильском Горлаге и красноярской Николаевке — может только святой человек.

Александр Дьяков специально для интернет-газеты Newslab

По материалам: «About father Ciszek», «В России с богом», русскоязычная версия, Jesuit Father Walter Ciszek: A Life in Service

Рекомендуем почитать