«Шут Балакирев» – единственная пьеса Григория Горина, которая впервые была поставлена не в столичном «Ленкоме». Художественный руководитель Норильского заполярного театра драмы им. Маяковского Александр Зыков говорит, что драматург сам отдал ему текст пьесы незадолго до своей смерти. И что потом «Ленком» даже хотел судиться, но вмешалась вдова Горина: «Это воля Гриши». Но как бы то ни было, ни тот, ни другой спектакль не вызывают особых восторгов (московскую версию я видела в записи). В чем, впрочем, вряд ли можно упрекнуть постановщиков.
Такое ощущение, что Горин не доработал свою последнюю пьесу. Чрезмерно затянутые, да что там – откровенно занудные монологи о судьбах государства Российского, излишняя риторика, невнятная концовка…
От всего этого просто сводит скулы. А сценическое воплощение только усиливает столь безрадостное впечатление.
Ко всему прочему пьеса изобилует словечками, которые сегодня именуются как грубые и ненормативные. Сам Горин когда-то сказал, что его произведение получилось грубоватое и попадающее в настроение нынешнего зрителя, который обычными словами свое отношение к действительности выразить уже не может. И, тем не менее, «смачный юмор русских скоморохов» кажется не столько «смачным», а просто вульгарным, и его присутствие в пьесе не выглядит оправданным и необходимым.
В норильском театре режиссер Александр Зыков и художник Михаил Мокров сделали свою постановку в лубочном стиле. Были некогда такие забавные картинки о жизни царя и его подданных. Но что в самой пьесе, что в спектакле комичного мало. «Да как же можно шутить по приказу?», – недоумевает царский шут Иван Балакирев (Лаврентий Сорокин) в одной из начальных сцен. К финалу его недоумение переходит в безысходность. Маленький человек раздавлен придворными интригами и противостоянием власть имущих. Какие шутки? Отпустите в Тверь, к маме…Да не тут-то было, безжалостная государственная машина никого так просто не отпускает.
Разочарование и безысходность исходят не только от главного героя. Разочарован царь Петр (народный артист России Василий Решетников), опечаленный, что не на кого оставить страну – не Меньшикову же (заслуженный артист России Сергей Ребрий), хапуге! Разочарована Екатерина (заслуженная артистка России Нина Валенская), волею судеб вознесенная на вершину власти – на что она ей, коли муж и любовник на том свете, а вокруг одни коварные царедворцы?
Только и рыщут, что бы урвать! Отдельные сцены по-настоящему потрясают. Но в целом спектакль не оставляет ощущения единого целого. И уж совсем натянутой выглядит сцена загробного мира, куда попадает раненый Балакирев.
Игра актеров тоже воспринимается неоднозначно. Пожалуй, самые убедительные образы создают Решетников и Валенская, а также Ребрий – его Меньшиков, на мой взгляд, получился гораздо интереснее, чем Николай Караченцев в этой же роли в спектакле «Ленкома». И просто восторг от игры Анны Титовой в роли Дуняши, невесты Балакирева – поразительно, как умеет перевоплощаться эта актриса! Но вот Лаврентий Сорокин, в отличие от ленкомовца Сергея Фролова, в роли Балакирева доверия как-то не вызывает – нет в нем простодушия Ваньки-шута. Может быть, поэтому в исполнении Сорокина фигура Балакирева выглядит не столь органично.
Мнения красноярских зрителей после просмотра разделились. Кто-то из преданных поклонников норильского театра отстаивал «право художника на эксперимент». Но многие с недоумением качали головой: после «…Забыть Герострата!» и других спектаклей по Горину из репертуара театра «Шут Балакирев» воспринимается с трудом.
Елена Коновалова