Главная
>
Статьи
>
Этот сумасшедший, сумасшедший дом…

Этот сумасшедший, сумасшедший дом…

16.03.2005
0

Успех или неудача спектакля определяется, прежде всего, именем режиссера. Как бы ни были талантливы актеры, художник и композитор, вместе взятые (плюс удачно выбранная пьеса), они не в состоянии спасти слабую постановку. Подобные мысли меня всегда посещают при просмотре спектаклей худрука красноярского ТЮЗа Андрея Няньчука.

Комедия "Этот сумасшедший дом" по известной пьесе Майкла Фрейна "Шум за сценой" считается в ТЮЗе одной из кассовых. Пьеса Фрейна - беспроигрышный материал для любого театра, и даже в посредственном исполнении зрителю найдется над чем посмеяться. Да и сюжет благодатный - закулисная жизнь театра, со всеми его интригами, страстями и хитросплетениями. Но постановка Няньчука - яркий пример того, как из самой заводной и раскрученной пьесы можно сотворить нечто занудное и неудобоваримое. Если кому посчастливилось посмотреть работу Владимира Гурфинкеля в театре им. Пушкина несколько лет назад (спектакль шел под названием "Любовь и сардины"), меня поймут – о сравнениях даже говорить не приходится.


Майкл Фрейн

"Шум за сценой" – пьеса об актерах, их личных взаимоотношениях, которые то и дело перетекают в профессиональные. Ревность, любовь, интриги, зависть, кто-то постоянно хочет кого-то убить – и все это параллельно с репетициями, премьерами и гастролями. Гарри увлечен Дотти, Ллойд одновременно крутит романы с Поппи и Брук, Сэлсдон пьет… Просто сумасшедший дом какой-то! Все личное выплескивается на сцену, о чем зрители и не догадываются: по их мнению, так и надо. И только у режиссера Ллойда волосы дыбом от этих бесконечных импровизаций, но и он не в состоянии что-то изменить – у самого рыльце в пушку… Что вы хотите – театр!

Сюжет пьесы – сплошной хаос, когда герои то и дело попадают в разные щекотливые ситуации и вынуждены в спешке из них выпутываться, подчас самыми невообразимыми способами. Простор для фантазии огромный! Но это только так кажется, что хаос не нужно выстраивать, все сложится само собой. В постановке Андрея Няньчука местами откровенная затянутость, некоторым сценам просто не хватает динамики. В тюзовском варианте пьеса, увы, утратила всю свою самоиронию и шарм. Все типажи на одно лицо, характер действующих лиц в полной мере не проявлен: где тут любовь, где страсть? Все фальшиво и малоестественно.


Андрей Няньчук

Об игре актеров и говорить не хочется: выделяются лишь заслуженные артисты России Алексей Ушаков (Селздон) и Галина Елифантьева (Дотти), в остальных особого драйва как-то не заметно - актеры играют слишком суетливо и беспорядочно. А тут еще громоздкая двухэтажная декорация, которая еле умещается в пространстве маленькой сцены: такое ощущение, что актеры вот-вот с нее навернутся – и прямо в зрительный зал!

Пару лет назад, после премьеры спектакля "Этот сумасшедший дом", казалось, что все это лишь премьерные шероховатости, и хотелось надеяться, что хотя бы часть накладок со временем сгладится. Обычно так и происходит: что-то выстраивается в процессе работы, и не случайно опытные театралы говорят, что по-настоящему оценить ту или иную работу можно после десяти показов. Но в спектаклях Андрея Няньчука все до странности наоборот. Если на первых показах его постановки еще как-то воспринимаются, видимо, премьерное волнение актеров передается в зал, то в дальнейшем эти спектакли смотреть почти невозможно.

Честное слово, ничего личного. Андрей Анатольевич – талантливый администратор и менеджер. Почему-то нисколько не сомневаюсь, что со временем ТЮЗ раскрутится в современный молодежный досуговый центр с кучей разных площадок по интересам. Возможно, в прошлом Андрей Няньчук был неплохой актер - судить не берусь, я его игру не видела. Но кто в недобрую минуту шепнул ему на ухо, что он театральный режиссер? Большая загадка.

Елена Коновалова

Рекомендуем почитать