Главная
>
Статьи
>
Экономика
>
Труд: компромисс интересов

Труд: компромисс интересов

17.06.2003
2

Более года прошло со дня вступления в силу нового Трудового кодекса России. И уже сейчас можно с уверенностью сделать определенные выводы о том, как новый закон повлиял на состояние дел в сложной и конфликтной отрасли хозяйствования - в сфере труда.

Говоря откровенно, уже стало ясно, что современный ТК России носит явно компромиссный характер. С одной стороны, он усилил ответственность работодателей по оплате труда (но не снял противоречий) и ряду других позиций. С другой стороны, значительно уменьшил социальные гарантии работников, в том числе при найме, увольнении и т.д.

Равные права

Кто же оказался в наиболее выигрышной ситуации? Можно с определенной уверенностью сказать, что более или менее выгодные преференции получили собственники предприятий. И это можно доказать на ряде примеров.

Так, согласно кодексу, продолжительность рабочего времени не должна превышать 40 часов в неделю, а для работников, занятых на работах с вредными и тяжелыми условиями, дополнительно предусмотрено сокращение рабочего дня на 4 часа в неделю и более. Но одновременно с этим в ТК ненормированный рабочий день определяется не по федеральному законодательству, а конкретным работодателем.

В результате именно это противоречие, в совокупности с незнанием работодателями федерального законодательства, послужило в прошедшем году причиной роста на 15% нарушений, связанных с нормированием рабочего дня.

Определенные проблемы появились и у работающих женщин. Как известно, ТК очень решительно прошелся по женским правам. Их "уравняли" с правами мужчин. Фактически законодательно сняты все ограничения по привлечению нашей "слабой половины" к работе в ночное время, к сверхурочной работе, в выходные и нерабочие праздничные дни и т.д. С них сняты льготы и при сокращении штата.

В российских условиях, где всегда бросаются из крайности в крайность, это в совокупности дало значительный рост нарушений, связанных с женским трудом. Только выявленных трудовой инспекцией количество таких нарушений в 2002 году превысило 35 тысяч.

МРОТ и прожиточный минимум

Много вопросов возникает и по соответствию Трудового кодекса другим федеральным нормативным актам. Особенно это относится к оплате труда. И несмотря на то, что новый кодекс, в отличие от ранее действующего КзоТа, в значительной степени ужесточил решение вопросов, связанных с выплатой заработной платы, но проблема полностью так и не была решена.

Как известно, в ТК конкретизирован уровень минимального размера оплаты труда. Она, в частности, не может быть ниже прожиточного минимума трудоспособного населения. Сегодня же МРОТ составляет 450 рублей (с 1 октября 2003 года он увеличивается до 600 рублей). В то же время официальный прожиточный минимум в России составляет в среднем 2047 рублей на душу населения (для взрослого человека - 2228 рублей, пенсионера - 1554 рубля и ребенка - 2039 рублей). В результате видно, что продолжается явное нарушение закона, которое до конца года, согласно планам правительства, устранено не будет.

В целом же, на мой взгляд, несоответствие МРОТ и официального прожиточного уровня населения, не позволяет решить самую основную проблему, которая стоит перед страной. Это повышение уровня благосостояния российского населения. Ведь согласно официальным статистическим данным, на 1 апреля 2003 года более 37 млн. человек в России находилось за порогом нищеты, а это практически каждый четвертый житель.

В результате эта социальная составляющая может поставить крест над всеми планами президента по увеличению к 2010 году российского ВВП в два раза. И не по причине того, что Россия голодает, а из-за того, что не будет расти внутреннее потребление. Это, соответственно, приведет к затариванию внутреннего рынка российской продукцией и, как следствие, не к росту ВВП, а к его снижению.

"Серые" и другие схемы

Вообще оплата труда в ТК занимает особое место. В нем впервые в практике российского трудового законодательства введен запрет на принудительный труд. И не из-за того, что у нас процветает рабство или крепостничество, а для борьбы с "серыми" заработными схемами.

Как известно, под понятие "принудительный труд" подпадает работа без оплаты (либо когда работодатель фактически заставляет персонал трудиться в опасных условиях). И теперь за все "художества" по "левым" выплатам работодателей своим работникам можно наказывать вплоть до уголовной ответственности.

По истечении года можно с определенной уверенностью сказать о том, что это в целом это не привело к существенному изменению ситуации в борьбе с "левыми" выплатами. Но с другой стороны, их доля несколько уменьшилась.

Более интересной выглядит ситуация по применению такой нормы ТК, как приостановление работы трудящимся в случае невыплаты заработной платы в течение 15 дней. Согласно этой норме, при несоблюдении сроков работодатель обязан выплатить ее с учетом процентов в размере не ниже одной трехсотой ставки рефинансирования ЦБ РФ от задержанной суммы за каждый день просрочки. Следует сказать, что это положение ТК стало применяться достаточно широко, особенно на начальном этапе. Сегодня это действенный механизм при проведении переговоров между работниками и работодателями по решению проблемы выплаты незаконно удержанной заработной платы.

Да и вообще, нельзя оценивать Трудовой кодекс только с негативной стороны. Имеются и некоторые успехи. Так, в этом нормативном документе прописано, что выплаты части заработной платы в натуральной форме возможны только в пределах не более 20% от общего ее размера. В результате благодаря ТК в 2002-2003 году (а может и благодаря общим экономическим объективным обстоятельствам), выплаты заработной платы в городах в натуральной форме (кастрюлями, гробами и т.д.) практически сведены к нулю.

Край

Сегодняшнюю ситуацию в сфере труда в Красноярском крае можно условно охарактеризовать как достаточно сложную и запутанную. Чем дальше в ее изучение углубляешься, тем больше возникает вопросов. И это не случайно.

Сферу управления трудом в крае в течение 90-х годов реорганизовывали шесть раз. В результате была практически полностью разрушена вся вертикаль органов, занимающихся надзором и контролем в сфере трудовых отношений, которая существовала в советское время в каждом городе и районе. В результате потеряна оперативная связь между рынком труда и регулирующими органами.

Можно привести достаточно простой пример. Так, в 2002 году из 54,4 тыс. краевых хозяйствующих субъектов перед государственной статистикой по производственному травматизму отчиталось не более 2000. В результате общая цифра по травматизму, мягко говоря, получается неточной. И таких примеров можно привести еще много.

В целом на территории региона надзором и контролем в сфере трудовых отношений занимаются более десятка организаций, имеющих различную ведомственную подчиненность и не входящих в структуру краевых органов власти. Сюда можно отнести гострудинспекцию, госгортехнадзор, санэпиднадзор, атомнадзор, энергонадзор и т.д. Всем им, конечно, хватает работы, но она не всегда учитывает интересы и особенности Красноярского края. И не потому, что они такие плохие. Просто нужна координация усилий. И она важна не только на уровне края, но и города, района.

Конечно, можно еще долго обсуждать положительные и отрицательные моменты ТК. Но в целом необходимо отметить, что реформирование трудового законодательства идет и в других сферах. Так, например, с 1 июля 2002 года вступил в силу Административный кодекс РФ, который устанавливает восемь составов ответственности работодателя за нарушения прав работников. Готовится и ряд других нормативных актов. И думается, что в будущем в России трудовые отношения станут более цивилизованными и терпимыми. В это, по крайней мере, хочется верить.

Виктор Прохоров

Рекомендуем почитать