Главная
>
Статьи
>
Константин Шумов: «Настоящим архитектором может называться тот, кто умеет творчески подходить к технической работе»

Константин Шумов: «Настоящим архитектором может называться тот, кто умеет творчески подходить к технической работе»

26.07.2005
0

Начальник управления архитектуры администрации Красноярского края

Родился в 1958 г. в Новосибирске, в семье военнослужащего.

Окончил факультет архитектуры Красноярского государственного политехнического института.

В 1980-88 гг. – работал преподавателем на кафедре градостроительства Красноярского государственного политехнического института.

В 1988-91 гг. – учеба в аспирантуре ленинградского инженерно-строительного института, работа в реставрационных мастерских Санкт-Петербурга.

В 1992-95 гг. – начальник краевого управления архитектуры и градостроительства.

В 1995-99 гг. – работал главным архитектором в центре по охране памятников истории культуры.

В 1999-2001 гг. – директор центра по охране памятников истории и культуры.

В 2002-04 гг. – председатель комитета по охране и использованию памятников истории и культуры.

С мая 2004 года – начальник управления архитектуры администрации Красноярского края.

Семейное положение: вдов третий год, воспитывает сына.

Увлечения: профессиональные интересы – реставрация объектов культурного наследия, в частности, реставрация и проектирование новых храмов.
Музыка, чтение.

Автор сорока научных работ. Кроме того, написал книгу о Енисейске, в печати находится книга «Памятники православной архитектуры Красноярского края». Член общества любителей военной истории.


Константин Шумов

Константин Юрьевич, как Вы считаете, чего больше в профессии архитектора – творчества или технической работы?

Я считаю, что творчество присуще любой профессии. Если заниматься какой-либо деятельностью без творческого начала, то, как правило, результат будет весьма печален и бесперспективен. Я бы так сказал – настоящим архитектором может называться тот, кто сумел сочетать в своей деятельности одно и другое, творчески подходить к технической работе.

Назовите несколько самых масштабных проектов зданий, строительство которых либо планируется, либо уже началось. Какие из них, по вашему мнению, могут испортить архитектурный облик Красноярска, и какие проекты вы считаете удачными?

Если говорить об исторической части города, то вызывает беспокойство строительство нового жилого комплекса на улице Ленина,7-15. Проблема в том, что после реставрации Благовещенской церкви у нас появился воссозданный фрагмент исторической среды города Красноярска. И, соответственно, архитекторы, проектируя здания вокруг него, должны ориентироваться на высотные параметры объекта, перспективы его визуального восприятия. Главным тезисом в разработке других зданий вокруг исторического объекта должен быть тезис «не навреди». Архитектура новых строительных объектов должна быть подчинена его архитектурной доминанте. К сожалению, подход и застройщика, и архитектора в данном случае – на улице Ленина – не соответствует этим принципам. То есть по сути дела, подход такой, как будто они работают в чистом поле. Более того, в городе уже есть прецеденты, когда были допущены непоправимые градостроительные ошибки. Например, когда перспективу улицы Ленина закрыло новое здание краснокирпичного жилого дома. Оно закрыло Благовещенскую церковь, которую можно было видеть на всем протяжении улицы Ленина. И складывается впечатление, что люди не делают из этого уроков. Вот еще пример – торговые павильоны на площади Революции. Я считаю, что на центральной административной площади Красноярска их установили зря. Я понимаю, какой посыл был у строителей – надо было закрыть безобразные серые заборы напротив администрации. Но ведь существуют и другие методы для закрытия негармоничных объектов. Интересным объектом, на мой взгляд, можно назвать развлекательный комплекс, который строится между бывшим музеем Ленина и рестораном «Енисей-батюшка» на набережной. Он достаточно интересен по архитектуре, уместно оказался «посаженным» в рельеф. Однако тут тоже есть свои недостатки – происходит переуплотнение исторической части города, что ведет к снижению комфорта проживания. В исторической части нельзя расширять улицы, а вследствие этого ухудшается транспортное обеспечение. Пешеходная доступность у этого комплекса отличная, а вот с транспортом ситуация там очень сложная.

Из удач последнего времени я бы назвал красноярский железнодорожный вокзал – при всех спорах о том, стоило ли сносить памятник архитектуры. Я считаю, что вокзал был воссоздан практически в прежнем виде, даже учитывая то, что он получился слишком богатым. Чересчур много использовано различных отделочных материалов. Зато получается хорошая привокзальная площадь. Она пока еще недостаточно благоустроена и озеленена, но со временем и эти вопросы решатся. По моему мнению, железнодорожный вокзал в Красноярске – это пример удачной большой работы.

Получит ли продолжение проект строительства делового центра Красноярска на Взлётке?

Специалисты нашего управления, занимаясь этим вопросом, пришли к выводу, что за последние 10 лет произошло тотальное отступление от генерального плана застройки города Красноярска. Про тему нового центра забыли в погоне за квадратными метрами жилья. При всем понимании проблемы, связанной с обеспечением наших граждан жильем, мы не должны забывать, что генеральный план города – это закон. И его авторы не случайно обозначили новый центр города именно на Взлетке. Кроме того, для реализации проекта застройки нового центра города в свое время были проведены серьезнейшие мероприятия, такие как строительство Октябрьского моста, строительство проспекта Авиаторов, была создана целая инфраструктура. К тому же из-за переуплотнения исторической части города в ней сегодня уже нельзя строить крупные торговые, общественные здания, их нужно выносить в новый центр. А получается, что новый центр уже занят жилыми домами. Нам необходимо корректировать проект застройки нового центра, чтобы выяснить территориальные ресурсы, где еще можно строить общественные здания и сооружения. Сегодня мы занимаемся этим вопросом, и я не исключаю, что в ближайшее время будет принято решение о возобновлении работ по застройке именно нового центра – как делового и общественного, с запрещением там строительства жилья.

В каком географическом направлении будет развиваться наш город в будущем?

Одним из немногих резервов, которые остались у города для дальнейшего развития, является Кузнецовское плато на правобережье. Вопрос в том, что и его будет недостаточно, если говорить о перспективах развития Красноярска как крупного индустриального, промышленного и культурного центра. В этой связи северное направление – в сторону Емельяново, Дрокино – также можно назвать перспективным. Ведь наличие Енисея, зажатость между горами и линейное расположение города говорят о том, что в Красноярске присутствует дефицит площадей для полноценного развития города.

Вы можете назвать самый удачно выстроенный город Красноярского края?

Большинство городов края было спланировано еще в 18 веке. И эта планировка, безусловно, удачна – исторические центры городов в своей основе имеют называемую регулярную планировку за счет пересечения продольных и поперечных улиц. И вот как раз исторический центр Красноярска представляет собой наиболее удачный пример такой планировки. То же самое можно сказать и о Енисейске, где эта планировка почти полностью сохранилась. Она очень комфортна и понятна. Главное, что она позволяет, находясь внутри застройки, воспринимать окружающую природную среду. Поскольку поперечные улицы ориентируются на природные объекты – либо реку, либо горы.

Планируются ли в городах края крупные строительные проекты?

Если говорить о перспективах крупных индустриальных проектов в городах региона, то я бы назвал строительство ТЭЦ в Сосновоборске. Мы прогнозируем, что это строительство будет сопровождаться всплеском спроса на жилье в городе. В Сосновоборске хорошая ситуация в архитектурном плане, поскольку есть генеральный план застройки, есть проект детальной планировки. С небольшой корректировкой, за короткое время и низкими финансовыми затратами можно обеспечить в этом городе жилищное строительство. В других городах таких крупных строек сейчас нет, но мы не устаем говорить, что населенные пункты должны быть готовы к привлечению инвестиций в край и, соответственно, в сами города. Город будет готов к этому тогда, когда у него будет генеральный план, проекты планировки конкретных участков городской среды, когда он сможет предоставлять земельные участки. В противном случае любые попытки «затащить» инвестора под строительство серьезного предприятия ничем не завершатся. Всех глав районов и городских округов мы призываем приступить к разработке градостроительной документации. Иначе поставленная перед краем задача об удвоении объемов жилищного строительства окажется под угрозой.

Главы некоторых городов-памятников Красноярского края планируют развить направление туризма в своем муниципалитете. Как Вы считаете, это осуществимо?

Не только может, но и должно осуществиться! Из мирового опыта мы видим, что туристический бизнес, при минимальном вкладе в него, приносит максимальный доход. И есть немало примеров, когда одной из самых доходных статей бюджета целой страны является туристический бизнес. Муниципалитеты должны вкладывать инвестиции или даже создать условия для вложения частного капитала в развитие туристической инфраструктуры. Однако для начала необходимо подготовить круг объектов туристического показа. Их у нас в крае около 700. Но смотреть на руины или, хуже того, на помойку возле памятника архитектуры никто не станет. На это главам городов нужно обратить внимание в первую очередь.

Каковы основные проблемы в области архитектуры и градостроительства в Красноярском крае?

Главная проблема, и я уже упоминал ее – низкая обеспеченность территорий края утвержденной градостроительной документацией. Вторая проблема – отсутствие необходимого количества архитектурных кадров для работы в органах архитектуры и градостроительства на местах. Анализ работы выпускников красноярской архитектурно-строительной академии говорит о том, что они почти все работают в Красноярске. А ведь после проведения административно-территориальной реформы у нас вместо 59 органов архитектуры и градостроительства появляется 559. Соответственно, задача обеспечения муниципальных, поселковых образований архитекторами на сегодняшний день практически нерешаема. Третью проблему я сформулирую как поиск финансовых средств для разработки генпланов в крае и обучения кадров.

Еще есть проблема в том, что за период кризиса в градостроительстве наши территориальные градостроительные институты потеряли очень много квалифицированных кадров. В отсутствии государственного заказа на эту деятельность люди ушли в частные структуры и стали заниматься темами, не связанными с градостроительством. Поэтому необходимо развивать мастерские, которые отвечают за разработку генеральных планов. Если мы не решим этот вопрос, то, даже если у нас будут деньги, никто будет не в состоянии разработать градостроительную документацию.

Константин Юрьевич, в связи с объединением края появились какие-то новые планы?

В планах нашего управления – работа, связанная с разработкой документа территориального планирования объединенного Красноярского края. Другими словами, нам нужен генеральный план Красноярского края. Он должен быть разработан на перспективу 20-25 лет. В рамках этого генерального плана должны быть предусмотрены вопросы, связанные с охраной природы, с размещением основных производств, развитием транспортной и инженерной инфрастуктуры края, с созданием экологического каркаса региона, с природо- и недропользованием, с перспективным размещением населенных мест и вопросы сейсмичности. Цена вопроса – порядка 20-25 млн. рублей. Все необходимые переговоры проведены. В ближайшее время мы будем выходить с инициативой корректировки бюджета 2005 года, чтобы уже в текущем году профинансировать начало работ по разработке генплана объединенного Красноярского края.

А Вы сами для себя что-нибудь проектировали? Например, кто разрабатывал проект Вашей дачи?

Сегодня на моем дачном участке стоит лишь небольшая баня, 4,5 на 4 метра. Поскольку дом, который был куплен вместе с земельным участком, сгорел. В бане есть идеально выполненная комната отдыха, поэтому дачный дом или коттедж мне пока не требуется. Тем более, что у меня просто нет времени часто туда ездить, на свой даче я бываю крайне редко – предпочитаю в субботу-воскресенье побывать в каком-нибудь городе края с рабочим визитом.

 

Беседовала Наталья Попова

Рекомендуем почитать