Издатель: Microsoft Game Studios
Жанр: action / RPG
«Вы надеваете на голову обруч и в следующие полчаса грезите о жизни
в Средиземье, о прекрасным драконах и огнедышащих принцессах».
Из текстового квеста Worm in paradise, компания Level 9, 1985
Ситуация с Fable
Мы неоднократно сетовали на то, что современные компьютерные игры слишком похожи на потерявшиеся корабли поколений – за время долгого путешествия они забыли, куда и зачем направляются. Вместо того, чтобы по-настоящему развлекать игрока, современные импровизации на тему стараются лишь занять его на какое-то время. В обзорах принято сообщать, сколько примерно часов займет прохождение той или иной игры, чтобы предупредить людей, как скоро надо искать ей замену.
Безусловно, многие студии хотели бы изменить ситуацию, но где взять опытных людей, идеи и – главное – деньги для того, чтобы свести их вместе? Молодые и талантливые сейчас пробиваются на вершину очень редко, балом правит штамповка, да изредка высовывают голову оставшиеся в живых Самые Первые. Одним из таких древних разработчиков является Питер Молинье, творческий мотор легендарных Bullfrog Games, который с 1997 году основал свою Lionhead Studios. На ее счету не похожий ни на что “Black and White”, а теперь и похожая на все сразу “Fable – TLC”.
«Fable. The Lost Chapters» - переложение для PC-платформы прошлогоднего X-Box-хита «Fable». Причем это не порт, а скорее ремейк, или, лучше сказать, возвращение к истокам, ведь задумывалась Fable именно как игра для персонального компьютера. Замысел проекта возник у Молинье еще в 1998 году. Годом позже проект обрел свою фирменную черту – главный герой должен меняться в зависимости от решений игрока, его предпочтения темной или светлой стороны. В 2000 году над игрой начала интенсивно трудиться команда из 15 человек. Их амбиции были столь велики, что когда в 2003 году был составлен производственный план, выяснилось: до завершения проекта в задуманной форме даже 30 разработчикам остается работать примерно 105 лет. Microsoft предоставила дополнительные инвестиции и необходимое давление, которые позволили завершить над шедевром несколько быстрее. Как признавался Молинье, в финальную версию игры попала лишь одна пятнадцатая часть от задуманного.
Action / RPG – а много ль в этом звуке?
«Мы хотели сделать ролевую игру для новичков в жанре, для людей, которые не приближались к RPG на расстояние пушечного выстрела. Даже холостого. У нас нет ни орков, ни истории мира длиной в миллионы лет, ведь соль RPG заключается вовсе не в длинных бородах и рогатой каске» - поясняет сценарист Майк Вест. Сколь правильная позиция! В RPG участник, прежде всего, должен отыгрывать свою роль. Вживаться в персонажа, делать его правдоподобным.
В Fable игрок постоянно волен выбирать между добром и злом, между наживой и благодетелью, честностью и обманом, причем нередко причина нравственной дилеммы не столь важна и представляет собой вопрос принципа: как поступили бы вы наяву, за рамками экрана? Интересно, что порой «правильный вариант» неочевиден и непонятно, какое действие будет «добрым».
Fable очень атмосферна, аккуратно и неторопливо выстраивается эмоциональная связь игрока с его альтер-эго. Впервые мы знакомимся со своим героем, когда ему нет и десяти лет. Первые разбитые бочки (Чужое! Нельзя!), первые упражнения в стукачестве или же сокрытии правонарушений, первый выбор между двумя полуправдами, дурные предчувствия мучают сестренку… И вскоре катастрофа! Селение разграблено бандитами, родители убиты, сестра пленена. Чудом спасшегося парнишку забирают в Гильдию Героев, где из него воспитают воителя. Слегка комиксоподобный концепт Гильдии и Героев несколько выбивается из общего староанглийского стиля, но не вредит ему. Жанр сказки вообще легко усваивает всякую гиперболизацию. После изучения боевого механизма Fable наш герой превращается в юношу и отправляется во взрослую жизнь. По мере накопления опыта он мужает, начинает стареть, его лицо покрывают шрамы от жестоких сражений. Игрок может воскликнуть о своем подопечном: «Да я знаю его всю жизнь!» - и будет абсолютно прав.
Ненавязчивый ролевой подход идеально соотносится с простой, но не примитивной системой ведения боя. Краеугольный камень «фабульных» битв – своевременный удар и блокировка. Левая кнопка мыши – средняя кнопка мыши, левая – средняя, средняя, средняя, удар! Чем дольше герой наносит противникам удары и не получает зуботычин в ответ, тем выше его «Боевой умножитель», тем больше наносимые повреждения и опыт от сражения. Чем больше опыта, тем быстрее можно получать новые умения и заклинания в Гильдии.
Интересно, что здесь тоже (как и в Dungeon Siege) нет фиксированных классов персонажей. Однако, в Fable использование меча, арбалета и заклинаний – не прихоть игрока, а производственная необходимость. И если навыки стрельбы можно особенно не развивать, то игнорировать магию попросту неумно. Нередко в других играх удается выбрать едва ли пару-тройку полезных заклинаний, здесь же у каждого есть серьезные преимущества. Одним можно эффективно разбрасывать врагов вокруг себя, другим – молниеносно таранить цель, с помощью третьего из лука вылетает не одна, а целых семь смертоносных стрел. Разумеется, выучить все заклинания сразу за одно прохождение не удастся. Может, в следующий раз, когда я стану злобным повелителем ситхов?
Чем заняться герою в Альбионе?
Для сертифицированного Героя в Альбионе всегда найдется много дел: в Гильдии нужно брать квесты, за выполнение которых выдаются деньги, опыт и слава. Многие задания спланированы так, что игрок может сражаться как за «хороших», так и за «плохих». Например, однажды стало известно, что на фруктовый сад должны напасть бандиты. Можно попытаться отстоять ферму (да еще прихвастнуть, что ни один охранник не будет убит и ничего не украдут) либо же повести бандитов на грабеж и пообещать кровавую резню. Выполненные обещания оборачиваются дополнительными деньгами и известностью.
Помимо «заказных» квестов, можно выполнять или игнорировать просьбы населения. Знаменитости на них не заработать, зато можно раздобыть денег или артефактов. Задания в игре довольно разнообразные: от почтовых квестов до разбойных налетов, от сопровождения важных персон через крайне гиблые места до освобождения заложников из логова бандитов. А чего стоит тот поиск четырех галлюциногенных поганок голубого цвета?
Кстати, о питании и вообще о быте. При всей схематичности игровой жизни, в ней скрыто немало любопытнейших деталей, которые идеально вписываются в общую картину. Для восстановления здоровья можно использовать не только пузырьки исцеляющей жидкости, но и любую еду. Мясо, фрукты, рыба улучшают соответственно силу, скорость и магические способности. Диетологи оценят такой милый нюанс: употребление хрустящего цыпленка добавляет герою 5 единиц злобности, а кусок сыра тофу возвращает 5 единиц добродетели.
В мире Альбиона живым кажется не только главный герой, окружающие его компьютерные персонажи (NPC) тоже преисполнены жизни. Они занимаются своими делами, общаются, на ночь уходят домой, поутру приходят(!) в магазины, таверны и школы и живо реагируют на присутствие героя. В зависимости от его известности и доброты/злости они могут смеяться, аплодировать, бежать в страхе или даже флиртовать! Можно купить конфет, цветов, духов и охмурить какую-нибудь дамочку. Она заявит, что ей необходимо обручальное кольцо и дом. Женитьба дает приданое и дополнительную известность. Если успешно повторить процесс ухаживания в доме, игра вознаградит вас черным экраном с несколькими неискренними вздохами. (Надо как-то оправдывать рейтинг Mature 17, верно?) Купленные дома можно сдавать внаем, можно злоупотреблять многоженством, при желании можно быть и Синей Бородой…
…А также Гладиатором, Охотником на цыплят, Предводителем, Саблей и множеством других именитых героев – подходящие имена продаются у бродячих торговцев. Купить и продать можно абсолютно все, причем каждый предмет снаряжения честно отображается на теле героя. Однажды я сбыл старые штаны по спекулятивной цене, а новые надеть забыл. Отважный герой Сабля вызывал заливистый крестьянский смех, щеголяя трусами цветов британского флага.
Графический движок игры - это тема отдельного обсуждения. Субъективные впечатления от картинки – ожившая детская сказка. Уютная пастораль Боуэрстоуна, зловещие топи Дарквуда, хмурые леса Вичвуда.. Игра не тормозит даже на Арене, когда героя преследуют орды диких зверушек, или могущественные тролли обсыпают градом камней. Впрочем, вы должны сами это увидеть, попробовать приобщиться.
Такие высокобюджетные игры, проработанные до мелочей и все еще сохранившие свой первоначальный человеческий облик и оригинальные ходы – настоящие реликты. Lionhead сумели довести проект до логического завершения, не пожертвовав в угоду срокам оригинальностью. И пусть игра довольно коротка, даже из этого можно извлечь толк – попробовать пройти ее совершенно по-другому.
Системные требования:
Минимальные: процессор 1 ГГц, память 256 Мб, дисковое пространство 2,26 Гб, видеокарта класса GeForce 2 MX
Рекомендуемые: процессор 2 ГГц, память 512 Мб, видеокарта класса GeForce 3 и лучше
Тестовые: процессор AMD Athlon XP 1700+, память 768 Мб, видеокарта ATi Radeon 9600 Pro
Влад Вавилов